Найти тему
Новый драматический театр

Как читать театральные рецензии

Оглавление

Выбирая спектакль, хочется иногда опереться на чью-то рекомендацию, чтобы не тратить зря время и деньги (увы, билеты в театр, особенно в Москве, стоят недёшево). На что же ориентироваться, чтобы попасть на хороший спектакль? Рецензии профессиональных театральных критиков, репортажи журналистов и культурных обозревателей, обзоры блогеров или отзывы обычных зрителей — что даёт наиболее объективную картину? И как правильно читать экспертные аналитические рецензии, если они не содержат прямых оценок и советов (или наоборот, содержат прямой панегирик или абсолютный разгром)?

Человек в зале с блокнотом и ручкой - это критик! :)
Человек в зале с блокнотом и ручкой - это критик! :)

Начнём с того, что понятие "хороший спектакль" настолько субъективно, что стопроцентно надёжных источников не существует в принципе. То, что человек считает "хорошим", базируется на множестве личных критериев. Кому-то нужно, чтобы на сцене всё было предельно "жизненно", кто-то терпеть не может "бытовухи", и ходит только на определённые жанры, благодаря которым "отвлекается" от будничных проблем. Кто-то ненавидит традиционный #театр, считает его морально устаревшим, а кому-то надоели эксперименты, и он идёт на спектакль ради любимых артистов... Всё это очевидно, но почему-то зрители продолжают читать отзывы незнакомых людей, и ориентироваться на мнение тех, кого они никогда в жизни не видели. Не стоит доверять безликим никам и аватаркам. Если вам нравится изучать именно мнения зрителей — прислушивайтесь к тем, кого знаете лично, и понимаете круг их предпочтений.

Фойе в ожидании зрителя...
Фойе в ожидании зрителя...

Что касается блогеров, вам будет сложно отличить искренние впечатления от оплаченной рекламы. Каждый владелец канала в первую очередь ориентирован на монетизацию своей статьи, поэтому, если даже он будет писать искренне, его цель — не в анализе театрального контекста. У журналистов есть профессиональные навыки, но также и политика издания, влияние репутаций и ещё множество факторов, скрытых от глаз публики.

Остаются рецензии театральных критиков и театроведов, опубликованные в отраслевой прессе или в их собственных социальных сетях. С одной стороны, #театральные критики действительно профессионалы — они много видят, ездят по стране, посещают фестивали; с другой — это живые люди, у каждого из которых есть предпочтения, слабости, особенности индивидуального восприятия; они учились в разных театральных вузах, у очень разных педагогов; в конце концов, среди них тоже, как и везде, есть люди талантливые, а есть не очень...

Как понять из рецензий, стоит ли смотреть спектакль?

Благодаря интернету, мы привыкли искать и находить информацию максимально быстро, получать точные ответы на конкретные вопросы... Но с театром так не работает. Вы убедитесь сами: чтобы понимать, на какой спектакль стоит идти, придётся погрузиться в тему... и всё равно не получить гарантий.

  • Никогда не читайте только одного #критика, как бы он вам ни нравился. У него тоже могут быть пристрастное мнение, зашоренность, усталость, неприятие каких-нибудь конкретных факторов, которые отражаются на общем настрое. К тому же, критики, как и научные работники, тоже могут принадлежать разным школам и направлениям. Лучше ознакомиться с разными источниками — картина будет куда более полной.
  • Если в рецензии упоминается, что намеченный вами к просмотру #спектакль — победитель какого-то фестиваля или обладатель премии, это хороший знак. Но переоценивать его не стоит, "чины людьми даются, а люди могут обмануться". Вовсе не обязательно ваше восприятие совпадёт с решением жюри.
  • Читая рецензию, старайтесь выделять из текста информацию о том, что конкретно происходит на сцене. Вообразив себе "картинку", вы сможете соотнести её с ожиданиями. Если критик прячется за общими словами, то либо со спектаклем что-то не то, либо сам автор в нём не разобрался. Рассматривайте фото, прислушивайтесь к себе: приятно ли вам будет находиться в зале, где такое показывают? Интересно ли?
  • В рецензиях часто упоминаются предыдущие работы режиссёра. Не поленитесь найти хотя бы парочку в сети, посмотрите, как это было — фрагмент видео, тизер, ролик... Может быть, вы буквально с первого взгляда влюбитесь в его эстетику!
  • Как наличие или отсутствие "звёзд" ровно ничего не говорит о качестве предстоящего зрелища, так и возраст театроведа не имеет решающего значения. Опыт опытом, но случается, что совсем молодые люди пишут о театре понятнее, добрее и внимательнее, чем их педагоги. Есть студенты театроведческих факультетов, которые полны энергии, любят своё дело и настроены на всё свежее и передовое.
  • Большие и подробные критические разборы обычно пишут для серьёзных изданий, и, если не боитесь спойлеров — читайте! Это поможет подготовиться правильно к походу в театр.

Пожалуй, главное правило зрителя — быть открытым, если хочешь получить максимум от театра. Конечно, консервативный человек обычно выбирает что-то одно и этому следует. Но всё же попробуйте, если вы, к примеру, никогда не были у нас в Новом Драматическом, прийти и попытаться настроиться на нашу волну. Разные спектакли разных театров — это всегда интересно!

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, читайте и, конечно, приходите на спектакли! (Москва, ул. Проходчиков, д. 2) 😎
Заказ билетов: +7 (499) 182-03-47
Афиша онлайн