Реальность образца 2003 года, запечатлённая в объёмном звуке.
Уже как 5 лет с нами нет Дэвида Боуи. Не буду сыпать общеизвестными фактами, убеждать, доказывать и спорить, говоря о его творчестве. В общем, утомлять. Однако, один момент стоит вашего драгоценного времени: из всех прочих заслуг необходимо вспомнить и тот факт, что у артиста немалое количество многоканальных альбомов. В ранние времена (начало/середина 70-х) музыкальные фирмы-издатели почему-то игнорировали формулу «Боуи + квадрафония 4.0», а вот в 21 веке «полилось многоканалье», как из рога изобилия. Мы, конечно, разберём со временем весь каталог дисков Д. Боуи с объёмным звучанием, который пятиканальный и числом их тоже пять (альбомов). Список я привожу ниже под этой рецензией.
Исполнитель: David Bowie – Reality (2003 альтернатива)
Сейчас темой станет двадцать третий (!) альбом Боуи, который вышел в середине сентября 2003 года. Называется от незатейливо - "Reality" и показывает нам ту окружающую реальность, на которую пал взгляд артиста. Хотя мы жили на разных континентах, некоторые наши с ним реалии действительно совпадали. Вот, скажем, я помню начало века и вспоминаю ренессанс музыкального стиля «диско». И нате нам и песенка об этом: "А подайте-ка мне сюда диско-короля!" ("Bring Me The Disco King"), даже пусть она сделана совсем в другом стиле.
Ещё одна, какая-никакая "реальность" того времени, так сказать, возникшая с революционным продвижением музыкальных технологий, стал ренессанс объёмного звука. В пору к тому моменту пришёлся и "Reality", среди вариантов изданий коего, есть два на «наших» аудио-носителях: очень сейчас редком SACD 5.1 и Dual Disc, на DVD-стороне которого реализован формат Dolby Digital 5.1.
Музыкальный материал данного диска я бы поставил на второе место после "Hours" (1999 года), который есть лучший за период 1999 – 2010 годы. Музыкальной критике приходится делать сравнение с соседним "Heathen" (2002), тоже мультиканальным, кстати. И тут нет однозначного мнения, который из них лучше. Я бы назвал их обоих депрессивными, но в "Reality" оттенки серого светлее и прозрачнее, а грусть легче. Сквозь грозовые тучи и их 40 оттенков пробился лучик света, образно говоря. Немало цепляющих вещей.
Остаётся только сожалеть, что для DVD был выбран Dolby Digital 5.1, которому, на мой взгляд, не хватает резвости (динамики) и яркости передачи частот. Конечно, утешим себя мудрым: это лучше, чем ничего поиски дико редкого и дорогого супер-аудио компакт диска. Скорее всего, это решение было вызвано технической необходимостью уместить на диске медийную информацию: два варианта звуковой дорожки (второй - PCM2.0, с текстом и без), фильм, клипы (которые тоже в 5.1 и длительностью с полчаса), фото-галерею и проч.
Клипы мрачные. Особенно о "диско-короле"... звуки смерти... the doors are open ©David Bowie. Такая, понимаете, реальность. Мы все умрём.
Заслуживает внимания и одобрения дизайнерская работа художника-оформителя: он выполнил её со вкусом и стилем. Похоже, что он же и автор дизайна личного сайта Боуи.
David Bowie - Never Get Old (Official Music Video)
А теперь о главном. Ремиксом в 5.1 занимался, как уже повелось, всё тот же Тони Висконти (Tony Visconti) – со-продюсер, видный инженер, занимавшийся звуком у многих известных артистов. Его имя в роли миксера не синоним мультиканального провала, а скорее, «фантазийных» и идейных недоработок. Начну с громадного плюса в его миксе – это баланс «белого» герцога. Фронт и тыл равнозначны по общей громкости, образовано объёмное поле, центр которого находится в центре. Слушателю комфортно в нём.
David Bowie - Pablo Picasso
Ремиксу же в целом, недостаёт загрузки тылов, яркости красок в них, громкости выделяемых там инструментов. Посудите сами, когда вся группа стоит спереди и напирает на вас всем, что имеет в руках, надо бы дать шанс тыловым эффектам тоже быть услышанными. И вот здесь наблюдается проблемка в концепте сведения. И разгрузить фронт стоило бы, и тылам поддать «огня» громкостью и дискретностью тоже. В том числе и «динамического»: леталок, движухи, остроты и выразительности. Вот такие у меня принципиальные претензии к качеству сведения.
David Bowie - New Killer Star
От общих замечаний, перейду к частностям. Посмотрим на трек-лист и составим из него локальный «хит-парад», раздав звёзд по заслугам.
Начну с 9 звёздочек баллов. Ими я наградил следующие миксы:
- New Killer Star;
- The Loneliest Guy;
- Reality.
По 8 баллов у меня получили:
- Pablo Picasso;
- Never Get Old;
- Bring Me The Disco King.
Всем остальным досталось от 5 до 7. Всего же, напомню, 11 композиций.
David Bowie "Looking For Water" (Video)
Особо хочу отметить красивую вещь "Days". Ей досталось 6 баллов за то, что при весьма эффектном расположении гитарного чёса по четырём углам, была упущена возможность вытащить барабаны и вокал из центра, чтобы выгулять их туда же, в углы вашей аудиосистемы. Было бы интереснее. А вышло слишком консервативно. Этим, кстати, страдает также и «Диско король» ("Bring Me The Disco King"). Однажды установленные по четырём углам участники ритм-группы не могут сдвинуться во время этой весьма длинной композиции. От такой стагнации становится немножко скучно.
Резюмируя. Тони Висконти, безусловно, работать умеет, что и было доказано им в образцовом ремиксе «Молодых американцев» ("Young Americans" DTS 5.1). В данном случает, «Реальность» лишилась той же детальности и скрупулёзности при работе над каждым треком и каждым каналом, особенно тыловыми. При таком подходе, конечно, равномерного инструментального окружения для слушателя создать не получится. Удалось это сделать лишь, на мой взгляд, на 8 баллов за всё про всё.
Однако. Однако слушайте любимую музыку в наилучшем из форматов, позволяющем погружения в неё!
David Bowie - Bring Me the Disco King
Другие мультиканальные (5.1) альбомы David Bowie:
David Bowie "Station To Station" 5CD + DVD + 3LP
David Bowie "Heathen" SACD
David Bowie "Young Americans" DTS 5.1: Молодые американцы у вас дома и они вокруг
David Bowie "The Rise And Fall Of Ziggy Stardust And Spiders From Mars" SACD
Полную версию обзора ищите на моём тематическом сайте.
Σ = 8
Рейтинг многоканального микса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем 2.0.
2 = то же, что и 2.0.
3 = чуть лучше, чем 2.0: эхо в задней панораме, активен центральный канал.
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса.
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
· Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Meat Loaf (2003) SACD 5.1: «причина» наших обломов
Eric Clapton "461 Ocean Boulevard" SACD 5.1: Вот эта улица, вот этот дом…
Eric Clapton "There's One In Every Crowd" DTS 5.1: Пёс в Quadra-те
Tom Petty & The Heartbreakers "Hypnotic Eye" Blu-ray 5.1: Памяти Тома Петти
Elton John "Honky Chateau" SACD 5.1: взлёт «Рокет Мэна»
Bryan Ferry "Frantic" SACD/DVD-Audio 5.1: «даже и не думай…»
Barclay James Harvest "Once Again" CD + DVD
Paul McCartney & Wings "Venus And Mars" DTS 4.0: Quadra-тные Венера и Марс
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке и обязательно посетите мой тематический сайт Audiodisc.info, посвящённый этой теме, а также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc