Христос на Масличной или Элеонской горе, или в Гефсиманском саду изображается преимущественно с XIV века. Тот же сюжет называется иногда «Моление о чаше». Обыкновенно сцена представляет огороженный сад, в котором Христос молится, стоя на коленях. На первом плане помещены спящие ученики. Рядом со Спасителем стоит ангел.
К наиболее замечательным воспроизведениям этого сюжета принадлежат картины: Фра Беато Анджелико (в Сан Марко во Флоренции), Мантеньи (в Лондоне), Марко Базанти (в венецианской академии), эффектная и замечательная по колориту картина Корреджо и Делароша «Моление о чаше».
Этот французский живописец романтической школы, помимо блестящего колорита, отличается нередко тонким психологическим анализом. Момент духовно-предсмертной борьбы Иисуса ярко выражен в идеальном лике, изображённом на картине «Моление о чаше» Делароша. Кротость и смирение, сознание правоты своего дела полны здесь разительного величия.
Этот же психологический и драматический момент находил себе и у нас истолкователей. Заслуживает внимания находящаяся в Эрмитаже картина Ф. Бруни «Моление о чаше». Христос здесь изображён в розовой тунике и синей мантии, преклонив колени и положив руки на камень, над которым видна чаша.
Картина Н.Н. Ге «Христос в Гефсиманском саду» не выдержала ни церковного, ни исторического масштаба. Ге придал облику Христа выражение суровости, безнадёжности, даже озлобленности. Вместо утешения христианину такие изображения вызывают в сердце зрителя одно отчаяние.
Ф. Ильин