Петербург Достоевского - очень емкое понятие, включающее огромное количество разных смыслов. В столицу российской империи будущий писатель попадает совсем юным по воле отца, желавшего дать сыновьям хорошее образование, и провел здесь большую часть своей жизни.
Его отношение к городу было очень противоречивым. Конечно, писатель любил Петербург, но очень странной, болезненной любовью, которая давила на него своей тяжестью. Он часто бродил по мрачным улицам, пытливо наблюдая за тем, что происходит вокруг.
«…А по Разъезжей бродит Достоевский». (С. Маршак).
В первый раз Достоевский покинул Петербург не по своей воле, когда был сослан на каторгу за участие в революционном кружке М. Буташевича-Петрашевского. Он вернется сюда по прошествии десяти лет совершенно другим человеком. Затем были периоды, когда он по нескольку месяцев жил за границей, наездами бывал в Москве, где он родился и вырос, выезжал с семьей на дачу в Старую Руссу. Но каждый раз его непреодолимо тянуло обратно.
Писатель сменил в Петербурге много адресов. Частые переезды с места на место - это символ его скитальческой души. Интересной особенностью практически всех квартир Федора Михайловича было их угловое местоположение, что также можно считать символичным. Тайный смысл «перекрестка» для Достоевского приоткрывается в словах Сони Мармеладовой, обращенных к совершившему убийство Раскольникову: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил».
Архитектуру современного ему Петербурга писатель не любил, в дневнике писал о ее «безалаберщине», соответствующей духу времени. Надо отметить, что в период учебы в Инженерном училище он изучал историю архитектуры, поэтому его мнение можно считать вполне авторитетным. Поля многих рукописей Достоевского заполнены рисунками готических башен и других архитектурных сооружений.
Он считал, что в архитектурном смысле Петербург является заимствованным отражением всех архитектур в мире, всех периодов и мод, перековерканных по-своему. Главной особенностью города, по мнению писателя, было наличие множества чрезвычайно высоких домов «под жильцов» со странной архитектурой фасадов, где все было перемешано. «Тут и Растрелли, тут и позднейшее рококо, дожевские балконы и окна и непременно пять этажей», - писал автор в «Маленьких картинках».
Петербург для Достоевского не является чем-то неодушевленным. В «Белых ночах» Мечтатель воспринимает город поэтически, здания для него - это живые существа. У него даже завязывается своего рода дружба с маленьким светло-розовым домиком с колоннами. Нежный сумрак белых ночей скрывает грязь, пошлость и убожество окружающего пространства. Даже набережная Екатерининского канала становится поэтичной.
Как это настроение перекликается с произведениями жителя Васильевского острова, писателя двадцатого века, Вадима Шефнера. Его герои придумывают имена домам, дают собственные названия улицам. А сам Шефнер, как и Достоевский, любил бродить по улицам города в поисках творческого вдохновения. Интересно, как устами героя своей повести «Сестра печали» Шефнер высказывается о Загородном проспекте, который является сердцем Петербурга Достоевского: «Загородный был очень уютный проспект, на таком проспекте можно жить, не заходя в квартиру. Просто поставь кровать на тротуар - и спи, и тебе будет тепло, и на душе будет спокойно, и никто тебя на этой улице не обидит».
В повести Достоевского «Слабое сердце» присутствует восприятие окружающего мира как волшебной грезы, сна, который исчезнет и растворится с наступлением утра. Герои Достоевского - это бесплодные мечтатели и слабые сердца, которые живут в большом жестоком городе и которым писатель глубоко сопереживает. Но сам он стремился к активным решительным действиям.
В романе «Униженные и оскорбленные» мы снова встречаем развернутую писателем картину гнетущей атмосферы большого города, «которую обхватывал черный, как будто залитый тушью, купол петербургского неба». А в «Преступлении и наказании» капиталистический город уже выступает как подстрекатель и невидимый участник преступления Родиона Раскольникова. Описанные в романе события происходят в Петербурге летом 1865 года. Июнь в тот год выдался холодным, а июль - невыносимо жарким. Жара доходила до 40 градусов на солнце. Всюду царили духота, зловоние из Фонтанки и каналов, оглушительная трескотня экипажей, пыль не столбом, а целым облаком над всем Петербургом, серая от толстого слоя пыли зелень скверов и садов и т.п. В то время водопровода еще не было, питьевую воду водовозы брали прямо из рек и каналов в центре города. «В некоторых дворах имелись колодцы, но цвет воды в них подходит к цвету пива», - сообщала одна из газет того времени.
Знаток творчества Достоевского А. Блок назвал «Подросток» самым петербургским романом. Это последний роман, где писатель широко показал Петербург. В описании города перекрещиваются повседневность и мистицизм. Здесь царят трезвый расчет и азарт на аукционах, чадное веселье трактиров с «табачищем» и «криками из бильярдной» - и петербургское утро, казалось бы, самое прозаическое на всем земном шаре, если бы оно не было «самым фантастическим в мире».
Последние несколько лет жизни писатель провел в Кузнечном переулке. В теплые весенние и осенние дни он любил сидеть в ограде Владимирской церкви и наблюдать за тем, что происходило вокруг в том районе города, который впоследствии заслуженно получит название «Петербург Достоевского».
Всех, кто интересуется историей, культурой Петербурга, любителей литературы и театра, рада приветствовать в качестве своих единомышленников на этом канале. Присоединяйтесь!
Ссылки:
1. Статьи автора о театральных постановках петербургских театров по произведениям Ф.М. Достоевского:
«Игрок» (БДТ)
«Бедные люди» (ТЮЗ) https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/uchimsia-liubit-u-dostoevskogo-5fa696328eb5b23a3075a7cf
2. Статьи автора о писателе Вадиме Шефнере, об улицах и домах Петербурга, которые он описывает:
https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/imia-doma-anna-6064951fa898ba23f9a900b6
3. Статьи автора о Петербурге А. Ахматовой и С. Черного: