Дорогие друзья, сегодня мы завершаем рассказ об истории министра-монаха Докё. Предыдущие публикации можно прочитать здесь:
Министр-монах при монахине-императрице. Докё и Кокэн, часть 1
Императрица Кокэн и монах-министр Докё - укрепление позиций буддизма часть 2
Счастливые предзнаменования. Императрица Кокэн и Докё часть 3
Докё переходит черту. История с божеством Хатиманом
Божеству Хатиману в защите буддизма и государства отводилась самая почётная и ответственная роль. И именно Хатимана как посредника между синто и буддизмом Докё выбрал для помощи в реализации своего самого заветного желания - обрести полноту власти в Японии.
В 769 году бог Хатиман из храма Уса на Кюсю изложил жрецам свою волю: министр-монах Докё должен стать императором, и благодаря этому в стране воцарится мир и покой.
Однако императрица Кокэн заявила, что явленное ей видение заставляет её отправить в храм Уса на Кюсю своего посланника - Вакэ Киёмаро, чтобы он узнал истинную волю бога. Когда Вакэ уезжал, Докё напутствовал его так:
- Великий бог призывает тебя, чтобы объявить о моём избрании на престол.
Докё обещал посланнику более высокий ранг и должность, а также всяческие блага для его родственников. Однако, когда Вакэ вернулся после длительного путешествия, он объявил:
- Со времени начала нашего государства и до наших дней определено, кому быть государем, а кому подданным. И не случалось ещё, чтобы подданный стал государем. Трон солнца небесного должен наследоваться императорским домов. Неправедный же да будет изгнан.
Эти слова записаны в государственной летописи "Сёку нихонги".
Вакэ Киёмарэ за это известие сослали. Но его потомки и не только они считали его спасителем императорской династии.
Дни влияния министра-монаха сочтены
Даже после этой уникальной и бесцеремонной попытки свержения правящей династии Докё продолжал пользоваться влиянием на императрицу Кокэн.
Однако за четыре месяца до её смерти правый министр Фудзивара Нагатэ и левый министр Киби Мабито взяли в свои руки командование большей частью войск в Нара и после смерти Кокэн новый император Конин изгнал Докё в храм Симоцукэ, где он и умер уже через три года.
Последствия союза Какэн и Докё и насаждения культа Хатимана
В японских летописях действия императоров не оцениваются. Однако в "Сёку нихонги" поведение императрицы Кокэн осуждается - за чрезмерную приверженность буддизму и слишком грандиозный храм, построенный по её повелению - строительство вызвало чрезмерное напряжение сил всей страны. За жестокие расправы с соперниками. Ну и, видимо, подразумевалось неодобрение по поводу её излишне доверительного отношения к министру-монаху, которое чуть было не опрокинуло японский императорский род, которому на тот момент было уже не менее десяти веков.
На время утратил своё значение и культ Хатимана.
"Начиная с этого времени правители Японии, видимо, окончательно осознали, что только идеологическая система синтоизма, подкреплённая конфуцианством, гарантирует надёжность наследственного правления, а буддизм с его непременным акцентом на всеобщую этическую оценку способен вносить дисгармонию в сложившуюся структуру власти" (А.Н. Мещеряков)
Хатиман изначально - синтоистский бог, но был известен не только как синтоистский бог войны, но и в ипостаси бодхисаттвы, и эта двойственность в одном случае помогавшая в его популяризации теперь воспринималась не однозначно положительно.
При дворе начались антибуддийские настроения, прекращается помощь буддийским храмам. Даже последствия действия разбушевавшейся стихии трактуются как проклятия синтоистских божеств. Например, когда молния ударила в пагоду храма Сайдайдзи, причиной этого признали проклятие синтоистского божества из храма Оно в Оми, рассерженного тем, что дерево для постройки пагоды срубили в его владениях. Так сказано в "Сёку нихонги".
Несмотря на жесткую опалу, в 809 году в хронике "Нихон коки" Хатиман впервые официально был назван бодхисаттвой. Хотя бы в этом в этом усилия Докё не пропали даром.
Осталось добавить, что изначально под именем Хатимана обожествлён император Одзин, который правил в 390—415 годах н. э. Также согласно учению о Хатимане, изложенному в форме божественных откровений, он считается воплощением трех будд – Шакьямуни (яп. Сяка), Амитабхи (яп. Амида) и Махавайрочаны (яп. Дайнити). Но основатель одного из новых направлений буддизма, которое опиралось на традицию почитания "Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы" ("Лотосовой сутры"), монах Нитирэн, считал "исконной сущностью" Хатимана исключительно Будду Шакьямуни.
В подготовке текста использована статья А.Н.Мещерякова "Докё: война и мир двух теократий".
Будьте здоровы, подписывайтесь на наши каналы:
Навигатор по каналу "Япония. Куклы, сказки и легенды" все статьи и видео
"Пространство авторских кукол"
"Япония. Куклы, сказки и легенды"
Ждем всех на наши экскурсии и мастер-классы в Кремле в Измайлово. Приходите в гости, - вместе придумаем интересную и познавательную программу на любой вкус. Вы получите уникальный опыт и познакомитесь с удивительным миром японского фольклора и авторских кукол. Звоните заранее: +7-910-452-6286 Денис и +7-916-037-1624 Милена. Также мы можем отравить заготовки для мастер-классов в другие города по почте или провести выездное мероприятие у вас. До встречи на выставке «Япония. Куклы, сказки и легенды». www.japandolls.ru https://farformaestro.ru https://dollslane.ru #japandolls_ex #кремльвизмайлово #выставка #япония #мастеркласс #экскурсия