Найти тему
Миллиард Татар

Методичка башкирского пропагандиста: какие мифы создаются о татарах

Оглавление

Главный редактор самого популярного татароязычного  сайта Интертат.ру Рамис Латыпов делится своими наблюдениями о татаро-башкирских войнах в интернете. Часть 1.

Тема перепалок в соцсетях между двумя братскими народами обсуждалась на выездном заседании клуба интеллектуалов “Миллиард.Татар” в Уфе. Один из участников той встречи журналист Рамис Латыпов сегодня делиться своей версией происходящего.

Места нет, чтобы штампы ставить

Наблюдая татаро-башкирские перепалки в социальных сетях, можно сделать такой вывод: у башкирских националистов сформированы четкие идеологические штампы в отношении татар.

А у татар – нет.

Можно сколько угодно говорить о том, что некий центр финансирует башкирское национальное движение, что вот, мол, им платят, поэтому они и пишут. Но без истинной народной поддержки и идеологии в массах простое финансирование «сверху» сливается очень быстро. Например, пытались же у нас в одно время нанимать блогеров для защиты татарского языка. Они ездили по районам, писали какие-то посты. Когда им платили. Перестали – они сдулись и ушли от темы.

А вы посмотрите, как рьяно пишут башкиры в защиту своего и против “чужого” народа! Бывает, выкладываешь в ТикТок песню Салавата Фатхутдинова. А в ответ - с десятков реальных аккаунтов начинают писать как под копирку.

11 башкирских мифов о татарах

Вот основные тезисы “идеологически подкованных“ сыновей и дочерей башкирского народа (некоторые взаимоисключающие):

  1. Татары – народ без рода и племени, они не имеют шежере: намек на отсталость.
  2. Татары – на самом деле чуваши-мусульмане: намек на то, что это не какой-то благородный народ, “ни то, ни се”. (Хотя чем не угодили башкирским этномиссионерам чуваши не понятно – ред.).
  3. Татары – на самом деле башкиры, потерявшие свой язык: намек на то, что башкир больше и они мощнее (“Сам Шаймиев башкорт, поэтому Татарстан цветет!!!”)
  4. Башкиры живут на своей земле, татары – как цыгане, появились невесть откуда – то есть намек на то – знайте свое место.
  5. Мишари и кряшены – настоящие тюрки, а татары – на самом деле финно-угры: намек – татары не могут претендовать на наследие Золотой Орды.
  6. Практически все великие личности из татар по происхождению башкорты: намек на отстутствие у татар великих личностей.
  7. Татар в Башкортстане нет, все кто говорит на татарском, на самом деле говорят на диалекте башкирского языка.
  8. Башкиры сформировались давным-давно, а татары – только после 1920 года.
    И еще три тезиса:
  9. Татар придумал Марджани
  10. Татар придумал Ленин
  11. Татар не существует.

“Теперь ты, Габдулхай, был безродным татарином, оказался добротным башкиром”

В таких спорах татары проигрывают. На самом деле, что можно сказать незнакомым людям, которые все как один пишут как по шаблону, выкладывают ссылки из Википедии, на труды каких-то незнакомых тебе доселе историков, самого Дарвина или Сталина цитируют? Ну, и на самом деле, какой татарин знает, из какого рода и племени происходят его предки? Даже те, кто все это знает, сделал свою родословную, не станет хвастаться этим. Во-первых, не принято этим хвастаться, во-вторых, скорее всего вам процитируют третий тезис: дык вы, товарищ, башкир! Теперь ты, Габдулхай, был безродным татарином, а оказался добротным башкиром!

-2

Поэтому татары обычно в такие споры не лезут, а если и лезут, то это заканчивается перепалкой наподобие: «Сам дурак!»

Я думаю, что такие идеологические штампы у башкирских этноидеологов сформировались десятилетиями. Причина возникновения – удивительная ситуация в Башкортостане. Идеология не могла не возникнуть условиях двойного давления на малочисленный (по сравнению с татарами) этнос. С одной стороны, им грозит русификация, с другой стороны – татаризация... И причем многие башкиры считают угрозу татаризации более страшной. Религия одна, язык практически одинаковый, в условиях честной конкуренции башкиры могут проигрывать. Более распространенный татарский может “проглотить” башкирский.

К тому же, даже самые ярые башкирские националисты признают (в частной беседе, конечно же) – многие великие деятели башкир до того, как стать “профессиональными башкирами”, считали себя татарами. “Мой родной татарский” с гордостью писал Мажит Гафури, чье имя носит Башкирский драматический театр. Попросили человека поработать башкирским писателем – он поработал. Но в душе остался татарином – личный архив отправил не в Уфу, а в Казань...

-3

В качестве примера можно привести русско-украинские отношения. Точно так же украинские деятели хотят доказывать, что вот мол Гоголь украинец! Но это вызывает лишь удивление у русских – а в каком месте он украинец, если писал на русском?

И башкирская интеллигенция задалась целью создавать идеологию. Им во благо были созданы соответствующие условия. Если бы граница ограничивалась “Малой Башкирией”, то ресурсов, возможно, не хватило бы. Но был включен потенциал больших городов. В итоге, была создана идеология. Эта идеология внедрена в массы десятилетиями и сейчас, в условиях развития социальных сетей, дает свои плоды. Любой башкир знает, как можно заткнуть рот татарам во время спора: наваливаться кучей и писать вышеупомянутые ответы.

У татар нет сформированной идеологии против башкирских этномиссионеров

У татар тоже в условиях давления Москвы сформирована идеология. Но только в отношении русских шовинистов. Например, если кто-то начнет затыкать рот претензиями “не говорите по-татарски”, то татары тоже могут объединиться: “Мы имеем право разговаривать на своем родном языке”, “У нас есть Конституционное право”. 
А против “наезда” со стороны башкирских этномиссионеров у татар нет ничего. Сейчас некоторые татарские деятели пишут - вот нехорошие татарские чиновники ничего не делали, не сформировали идеологию, не подготовили массы. Но! Есть причина, почему у татар нет такой идеологии. Может быть, это сравнение очень уничижительно для башкирских националистов, но на самом деле так.

Я не зря упомянул про русско-украинские отношения. Точно по той же причине у татар нет идеологии в отношении башкир.

Русские не сидели в украинских пабликах – у них не было никакого дела до них, а вот украинцы постоянно сидели в русских пабликах. Точно по этой же причине татары не сидят в башкирских пабликах. А вот башкиры в татарских пабликах – сплошь и рядом.

-4

Большинству татар нет никакого дела до башкир

Более того, многие татары знать не знают о татаро-башкирских трениях, которые тлеют уже не первое десятилетие. Татары считают башкир дружественным и родным народом, с которыми в принципе не могут быть трения. Такое же добродушное отношение, как и, например, в отношении удмуртов, марийцев, чуваш... Например, башкирский танец в исполнении учеников на школьном празднике в моем родном Арском районе был обычным явлением. Даже в пьяном бреду у самых-самых радикалов этот танец не мог вызвать какие-то претензии. А в Башкортостане подобное мы наблюдали, к сожалению.

Почему происходят “наезды” в отношении татар?

В настоящее время мы наблюдаем подъем национального движения у башкир. Они переживают  90-е годы у татар. У них есть цель. Точно так же, как в 90-х годах у татар были цели. Но! Татарские цели не были против башкир. К сожалению, многие башкирские этномиссионеры нацелены против татар. Возвысить башкир, унижая и принижая татар. Цель ясна: стать великой нацией. И первым препоном для достижения своих целей многие башкирские этномиссионеры, к сожалению, считают татар.

-5

Уфа и Казань как два брата: один нищий, другой богатый

Усугубляют трения и экономика. “Ана сөтен айры имә бозау игез булмаса, Бертуганың чит тибәдер, дәүләт тигез булмаса”, писал Дардменд. “Если не двойня, то молоко не достается теленкам в равном количестве, душа брата бьется чужим, если богатство у вас не в равном количестве”. При Рахимове Казань и Уфа были примерно в одинаковом положении. А сейчас посмотрите, как рванула Казань и как отстает Уфа.

Я не злорадствую, а просто констатирую факты. Ну, практически не изменилась Уфа в последние годы. Центр города как лоскуток – жуткий винегрет стилей. Полуразрушенный дом, стекляшка и бетон, недостроенный дом, деревенный домик без реставрации. Башкирский университет, напротив огромными буквами – “Столовая”. Идем чуть дальше – колонка на улице! Советских времен. Не памятник, а источник воды для жителей близлежащих домов...

Кроме памятника Салавата нечего и смотреть. Неровная плитка под ногами... Хотел сувениры купить. 09.30 – их даже в центре нет. Правда, рядом с памятником  есть одна будка. Но закрыта до десяти. Висят аж два замка! Амбарные замки. Неужели все так плохо? Один замок спилят?

-6

Усугубляют отношения наверное и разные истории у народов. Татары гордятся своей великой историей. Вот наши города, вот наша культура. У нас были свои государства! Мы принимали Ислам! Мы и сейчас посещаем развалины городов, где происходили эти великие события... У нас была письменность, у нас были ханы! Не просты самозванцы, а самые настоящие, кости которые лежат в сердце Казани. В XXI веке кого в мире можешь удивить показывая кочевой быт? Если только любителей. А вот древний город Болгар, Казанский Кремль – это интересно, это привлекает туристов. Мы воевали против Ивана Грозного, в конце-концов!

Ну вот. Если у тебя нет ничего, а у брата есть все, как можно решить эту проблему? Просто: объявить достижения брата ничтожными – мол, это не его, он все украл у тебя. Тем самым и занимаются башкирские этноидеологи, объявляя Кул Гали башкиром. Даже Казанский Кремль оказывается построили башкиры. Куда уж нам, татарам! “Вы знаете, почему Татарстан процветает?” – спросил меня один башкирский деятель и хитро прищурился: “Почему, потому что Шаймиев – он же башкир!”.

Продолжение следует

Рамис Латыпов

Подробнее: https://milliard.tatar/news/metodicka-baskirskiogo-propagandista-kakie-mify-sozdayutsya-o-tatarax-544