Несправедливая критика – это критика, с которой вы не согласны.
Например, вам говорят что вы безответственный, а вы искренне считаете себя очень ответственным человеком. Многие в такой ситуации
- начинают спорить или даже нападать на собеседника с ответными обвинениями
- оправдываются
- игнорируют
И это понятная реакция, ведь нам хочется защититься, изменить мнение о себе в лучшую сторону, быть “выше” собеседника. Но к сожалению, если ваша цель – договориться, все эти стратегии заведомо проигрышные.
Так как же тогда реагировать на несправедливую критику?
Не говорите сами – задавайте вопросы.
Спросите, на чем основана критика. Например, собеседник ответит: «Ты безответственный, потому что опоздал на встречу во вторник».
Не пытайтесь переубедить человека, задавайте ему уточняющие вопросы, пока у вас не будет полного понимания, почему он так считает.
«А были еще случаи, когда я опаздывал?»
«Достаточно ли одного случая, чтобы считать меня безответственным?»
«Есть еще какие-то примеры, когда я повел себя безответственно?»
А дальше есть два варианта развития событий
1. Вы решите, что критика была справедливой. Тогда единственный выход — согласиться с ней.
Иногда, вы будете согласны только частично. Например, что во вторник вы опоздали и это было крайне некрасиво. Признайте это, проговорите с чем конкретно вы соглашаетесь и продолжайте задавать вопросы по той части, с которой не согласны. Например, что вы в целом безответственный человек. Не спорьте и не говорите, что не согласны. Задавайте вопросы.
2. Ваш собеседник в процессе разговора в какой-то момент поймет, что он не прав, сделал поспешные выводы и не учел все факторы. Вы заметите его сомнения. Он может стараться скрывать это, но даже едва уловимое сомнение вы сразу увидете.
Но не спешите торжествовать! В этот момент очень важно создать такие условия, в которых он сможет признать свою ошибку с достоинством. Потому что если ему придется говорить «да, я не прав» – это явно неприятный для него исход, и он будет избегать его.
Как же действовать дальше?
Проявите чуткость.
Например, скажите: «Я и сам не люблю, когда люди опаздывают» или «Тут и правда легко было сделать такой вывод, здорово, что ты спросил и мы это обсудили».
Смягчите это падение для человека, сделайте так, чтобы ему было комфортно согласиться с вами.
Если все сделать правильно, то вы не просто останетесь в хороших отношениях – собеседник начнет относиться к вам лучше. Ведь вы были свидетелем того, как он совершил ошибку и помогли ему выйти из этой ситуации.