Найти в Дзене
Шахтёр

Загорелась лента в шахте, шахтёры поспешили на-гора.

Работали мы по графику 4:1, смены 6-часовые. Каждый месяц по часам набегали дополнительные выходные, мы их называли отгулами. Ставили их себе по желанию кому когда надо не в ущерб производству. В проходческом звене из трёх человек в отгул уходил только один рабочий, в забой шли вдвоём. В принципе, с нарядом справлялись; в случае чего на подмогу приходил горный мастер, помогал крепить метры.

Работал у нас «правильный» ГРП'шник – мужик лет сорока. На необорудованных лентах он не ездил, за вагоны не цеплялся, самоспасатель всегда на плече – в общем, правила ТБ соблюдал неукоснительно. Учиться на проходчика не желал, говорил, что ему и с лопатой хорошо. Но при этом он и рештаки таскал, и крепь из вагонов разгружал, и в забое порой помогал.

Я был в отгуле, когда в шахте произошло происшествие – ближе к концу смены загорелась транспортёрная лента. Ребята рассказывали, что сначала почувствовали запах горелой резины. С течением времени запах становился всё сильнее и сильнее. Дела не шуточные, пора хватать ноги в руки и дёргать из забоя на-гора. Самый короткий путь – пешком к стволу. Но будет ли работать подъём? Если ствол не работает, придётся лезть триста-с-лишним метров по лестнице вверх, что особого желания не вызывало.

В шахте уже кипиш, смена ломанулась на-гора. Из разговоров шахтёров стали известны первые подробности – на магистральном конвейере длительное время нижний став ленты тёрся по штыбу, что в конце концов и привело к его возгоранию. А уже от штыба загорелась лента. Во всяком случае, разговоры такие ходили, а так оно там было или не так, перед нами других версий никто не озвучивал.

Между тем, со свежей струёй горелый запах разнёсся по выработкам шахты. По пути к стволу шахтёры заглянули на канатно-кресельную дорогу. Если работает, лучше выехать на «бабе яге», а там по людскому уклону до поверхности ещё метров 200 пешком по трапам. Лучше пройтись вверх по уклону, чем вертикально карабкаться по стволу.

Кадр из любительского видео
Кадр из любительского видео

К счастью, ККД работала. К несчастью, тут была исходящая струя. Несмотря на довольно сильный запах гари, решили всё же выезжать на «канатке». Как-никак тут пути минут 20 до поверхности. Пока выезжали, рудничная атмосфера стала быстро наполняться чёрным дымом и так же быстро уменьшалась видимость, свет фонаря «терялся» в считанных метрах. Благо, дорога на поверхность была хорошо знакома – хожено-перехожено здесь бесчисленное множество раз, каждый отрезок пути отпечатался в памяти и вполне можно с закрытыми глазами на ощупь выйти. Впрочем, очень-очень скоро представилась возможность идти «вслепую».

Дышать становилось всё труднее и труднее. Сойдя с «канатки», включились в самоспасатели. Одна проблема решена, теперь скорее по трапам людского уклона на-гора! Вот только видимость из-за густого дыма стала практически нулевой – при желании особо не разбежишься. Ощупывая борт выработки, медленно двинулись вперёд. До спасительного свежего воздуха осталось совсем ничего, ресурса работы самоспасателя хватает с лихвой.

Шаг вперёд, ещё шаг и ещё и вот наконец-то долгожданный выход на поверхность! Выплюнув загубники, с упоением полной грудью вдохнули пьянящего воздуха! Чёрные лица шахтёров вперемежку от угольной пыли и горелой копоти засияли белозубыми улыбками. Живы, здоровы, целы! Немного переведя дух, обратили внимание, что среди них нет ГРП'шника. Хотя на «канатке» он ехал после проходчиков, но за ним выезжали шахтёры из других участков. Они уже на-горах, а наш горнорабочий где-то потерялся. Спросили у коллег, не попадался ли он им по дороге. Те отрицают – нет, никого не обгоняли, шли друг за другом. Даже если бы ГРП'шник упал, непременно споткнулись бы об него. Вот незадача – товарищ как сквозь почву провалился. И не понятно, что теперь делать. С одной стороны – надо идти на поиски (вдруг что случилось и срочно нужна помощь), с другой стороны – не исключено, что потом пойдут разыскивать тебя. Дилемма...

Пока судорожно обсуждали варианты «за» и «против», шатающейся походкой с безумным взглядом и самоспасателем на плече из шахты вышел наш потерявшийся ГРП'шник. Подбежали к нему, взяли под руки, отвели в сторону. Давай его расспрашивать:

– Ты где потерялся? Сзади тебя шахтёры ехали на «канатке», а вперёд тебя на-гора вышли.

ГРП'шник отвечает:

– Чтобы не мешать, я по левому борту шёл, не по трапу.

Шахтёры усмехнулись:

– Вот чудак! А если бы сознание потерял? Упал бы и считай – «ноль». Ты почему в самоспасатель не включился?

ГРП'шник неловко поправил ремень ШС-7 на плече и опустил глаза:

– Я думал, что за него ругаться будут.

Горный мастер вспылил:

– У тебя на плечах чугунок что-ли? Тебе для чего самоспасатель в шахту выдают? Для того и выдают, чтобы в «ноль» не окочуриться!

Горнорабочий тихо поинтересовался:

– А потом?

Горный мастер пояснил:

– А что потом? Потом новый дадут. И все дела...

P.S.

Лично мне в шахте ни разу не довелось включаться в самоспасатель. За всё время работы под землёй я не попадал в подобные ситуации. В «дымном штреке» периодически проводились тренировки по отработке навыков включения в самоспасатель. 10 минут стоишь в дыму и на выходе в журнале ставилась отметка об успешном прохождении занятия.

-3