«Белая ворона» или «Чёрная овца». Почему человек в коллективе получает этот статус? Почему он добровольно им себя признаёт?
Данная концепция возникла как результат, как правило, врождённой способности головного мозга к ограничению контактов, присущей приматов, например, и даже некоторых хищников. Эта способность подсознательна, и в отличие от поведения, в котором она проявляется, с нею мы сталкиваемся довольно редко (иначе не было бы смысла говорить о естественной природе этого явления).
Некоторые исследователи полагают, что предпочтение не принимать или отвергать какие-либо связи или контактировать с определёнными людьми и группами исторически обусловлено тем, что эти группы были в чём-то отличны от других[35 - В этом же ряду находится и множество других конфликтов, часто называемых «стокгольмским синдромом» или синдромом эмоциональной зависимости. – Прим. ред.]. Например, внутри племён бушменов, у которых жизнь, в буквальном смысле, разделена на «час рассвета» и «час заката», люди были очень слабы, и потому всегда стремились иметь надёжную группу, к которой можно было бы присоединиться и от которой не ждать подвоха. Таким образом, они создали эту систему безопасности и по сей день верят в неё (порой даже не зная, что она появилась у них естественным образом).
Это примитивная, естественно данная личность, находящая своё место в группе и исполняющая определённые роли, которые повторяются из поколения в поколение.
Это всего лишь одна из многочисленных возможностей, в рамках которых человек может функционировать в коллективе. Стоит отметить, что в одном из своих эссе я анализировал весьма уязвимую идентичность в группе людей, которая, как мне представляется, состоит из множества вариантов одной и той же идентичности. Моя гипотеза состоит в том, что существует множество идентичностей, каждая из которых привязана к определённой группе (в качестве примера можно взять идентичность, связанную с классом, — если я возглавляю класс, значит, я уверен в своей принадлежности к этому классу). Стереотипы принадлежности к одному и тому же обществу весьма действенны.
На мой взгляд, гибкость – это способность человека приспосабливаться к среде. Помню, когда я писал эссе про «Чарли», то помню, как провалился на вступительном экзамене по английскому языку. Я начал эссе следующим образом: «В наше время можно найти множество профессий, которые требуют быстроты реакции и мобильности, но в самой Британии, в особенности сейчас, люди иногда чувствуют себя вялыми и неповоротливым