Одним из ведущих направлений современной зарубежной психологии является гуманистическая психология, обозначающая себя как «третья сила» в психологии, противопоставленная психоанализу и бихевиоризму. Возникновение названия и формулирование основных принципов связано с именем американского психолога Абрахама Маслоу. Это состоялось в 60 - е годы прошлого столетия. В центре гуманистической психологии стоит понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье.
В гуманистической психологии утверждает, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален, а агрессия, насилие и т. п. возникают в связи с воздействием окружения.
Наиболее универсальной человеческой характеристикой в концепции Маслоу является креативность, т. е. творческая направленность, которая врожденна у всех, но она теряется большинством людей в связи с воздействием среды, хотя некоторым удается сохранить наивный, «детский» взгляд на мир.
Мы рассмотрим гуманистическую психологию на примере взглядов А. Маслоу и К. Роджерса.
Основа концепции Маслоу—его представление о человеческих потребностях. Маслоу полагал, что потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням.
В целом, полагал Маслоу, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.
Большинство, по Маслоу, просто не осознают своего потенциала, не знают о его существовании .
Человек же, вышедший на уровень самоактуализации , «самоактуализирующаяся личность» оказывается человеком особым, не отягощенным множеством мелких пороков на подобие зависти, злобы, дурного вкуса, цинизма и т.д. он не будет склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т. д. Такой человек отличается высокой самооценкой, он принимает других, принимает природу, прост и демократичен, обладает чувством юмора (причем философского плана), склонен к переживанию «пиковых чувств» таких как вдохновения.
Понятие самоактуализации оказывается в центре концепции одного из наиболее популярных психологов - практиков XX века Карла Роджерса.
Человек, как и другие живые организмы, полагает Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться.
Он полагает, что человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества, более того, именно контроль заставляет человека поступать плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и т. п. это результат страха и психологической защиты. Задача психолога — помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех. Актуализирующая тенденция причина того, что человек становится более сложным, независимым, социально ответственным.
Во всех случаях главным для Роджерса является обращение к самоактуализации и подчеркивание роли безусловного позитивного отношения как того, что позволяет человеку стать «полностью функционирующей личностью».
Близка к гуманистической психологии позиция Виктора Франкла, основателя 3- й Венской школы психотерапии. Его подход носит название «логотерапия», т. е. терапия, ориентированная на обретение смысла жизни. В основу своего подхода Франкл ставит три основных понятия: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни . По Франклу, человек не стремится к обретению смысла жизни, не видит путей, к этому ведущих, это выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бессмысленности, никчемности жизни.
Для того, чтобы помочь человеку в его проблемах, Франкл использует два основных принципа, они же— методы терапии: принцип дерефлексии и принцип парадоксальной интенции. Принцип дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля, размышлений о собственных сложностях, того, что в обиходе называют «самокопанием».
Принцип парадоксальной интенции предполагает, что терапевт вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. При этом активно используются различные формы юмора—Франкл считает юмор формой свободы, аналогично тому, как в экстремальной ситуации формой свободы является героическое поведение.