Зороастризм это древняя иранская религия, в основе которой лежит проповедь пророка Заратустры, (греческий вариант "Зороастр"), суть которой в поклонении богу добра, света и огня Ахура-мазде. Распространена она была, как в самом Иране, так и по всему периметру огромной империи персов - в том числе на Кавказе.
Загадочный пророк
Сам отец-основатель религии персов жил приблизительно в промежутке между XII и VI веками до нашей эры и был родом то ли из Средней Азии, то ли с территории Азербайджана, а возможно даже с Южного Урала.
Зороастрийцы считают своего учителя Заратустру единственным пророком Ахура-мазды, который принес человечеству божественную мудрость и путь к спасению. Он поведал миру о посмертной судьбе и конце света. В зороастризме, как в христианстве и исламе, есть понятия Ада и Рая. Есть и аналог христианского Чистилища - Мост Чинвад, ведущий в Рай над адской пропастью, аналог в исламе это преграда-араф.
Согласно пророчеству, в Последние времена на землю явятся три спасителя, двое из которых восстановят забытое учение пророка, а третий спасет мир под руководством Бога. Ад будет разрушен и начнется Страшный Суд. Во время Суда Всевышний призовет души грешников и праведников для оглашения последнего вердикта. Первые - сгорят в праведном огне, а вторые - пройдут сквозь приятный душ очищения. После этого мир вернется к былому совершенству.
Главной книгой зороастризма являются Авеста. В ней содержатся главные вероучительные и морально-этические положения данной религии.
Хотя, по сути, религия Зороастра является монотеистической (вера в Единого Бога), по форме - дуалистическая, ибо признается вечная борьба двух богов: доброго Ахура-мазды и злого Агри-маинью.
Самоназвание религии "благоверие" и соответственно последователя - "благоверный".
Последователи Зороастра до сих пор проживают в Исламской Республике Иран и называются гебры, а также в Индии - парсы.
Диаспора разбросана по всему миру, часть ее проживает в странах Запада: США, Британии, Австралии, Новой Зеландии.
Персидская государственная "церковь"
На протяжении многих веков зороастрийская традиция оставалась бесписьменной: сказания о жизни и учении Заратустры передавались из уст в уста.
Только во времена эпохи Сасанидов (III - VII) начинается составление и принятие Авесты, а также создание государственной "церкви". Активное участие в этом принимал шах Ирана Шапур II верховный жрец Адурбад Махраспандан.
Последний известен также составлением молитвенников и диспутами с представителями иных религий и течений в зороастризме. Ортодоксальный вариант принято называть маздеизмом, или маздаясна - почитание Мазды. В данный период начинаются гонения на христианство, которое по представлениям персов представляло собой "римскую религию".
А отношения с римлянами у иранцев были весьма жесткими еще со времен языческого Рима.
- Манихейтсво
Учение персидского пророка Мани (216 - 273/276) , которое соединяло в себя элементы христианского гностицизма, зороастризма, астрологии и т.д. Подвергалось гонениям в Риме и Персии, распространилось в Средней Азии и Монголии. Последние сведения относятся к XVII в.
- Зурванизм
Движение прекратило свое существование после арабского завоевания Персии в VIII веке. Направление в зороастризме в эпоху Сасанидов. Адепты этого учения предпочитали поклоняться богу Зурвану - отцу Ахура-Мазды и Агри-Маинью.
- Маздакизм
Учение зороастрийского священника Маздака (V век), продвигавшего активное сопротивление злу в мире. Зло также выражалось в социальном и имущественном неравенстве. Маздакизм на короткое время даже стал государственным вариантом зороастризма, но затем движение подверглось гонениям. Общины маздакитов существовали до XIV столетия.
- Митраизм - эзотерический культ персидского бога солнца Митры. Был распространен в Римской империи среди солдат и военачальников. Собрания были закрытыми и тайными в храмах-митрениумах. Религия угасла с распространением христианства в империи.
Несмотря на то, что зороастризм не стал мировой религией, священники не оставляли попытки распространить "благоверие" на подконтрольных Ирану территориях, в том числе и на Кавказе.
Зороастризм по-кавказски
В VIII - III веках до нашей эры скифы правили на громадной территории от Крыма до Китая, от Персии и до Урала. Занимали кочевники и территорию Кавказа, где найдено множество захоронений, идолов и курганов.
Интересный храмовый комплекс скифов нашли вблизи хутора Красное Знамя, это Александровский район Ставропольского края.
Он построен по канонам персидской архитектуры периода Ахеменидов VII- III: алтарь имеет прямоугольную форму, что характерно для мужских божеств, кроме того, был обнаружен засыпанный очаг - зороастрийский ритуал после смерти царя.
Вразрез с зороастрийской традицией скифы соорудили храм у захоронений, а своего вождя похоронили в земле.
Скелеты в шкафу
Похоронный обряд персов мог многих поразить своей брутальностью и натурализмом: труп выкладывали на улицу и оставляли на съедение собакам и птицам.
По взглядам адептов Заратустры, труп нельзя было кремировать, хоронить в землю или бросать в воду, ведь это могло осквернить эти священные стихии.
Кавказская Персия
Потомки грозных скифов - аланы начинают принимать зороастрийскую религию уже на излете существования Персидской державы в VI-VII вв.
В Аланию иранская вера проникла с торговцами Великого Шелкового Пути. Местные правители принимают новую религию, в том числе и чтобы сплотить разрозненные племена под эгидой Единого Бога.
В Нижне-Архызском и Хумаринском городищах также располагались зороастрийские храмы. Кроме того археологами найдены святилища на горных вершинах Пятигорья: Бештау и Машуке.
Также многочисленные ученые нашли многочисленные скальные склепы с обязательной изоляцией тела от трех священных элементов: огня, земли и воды. Вера Зороастра была официальной в Алании вплоть до X-XI веков, когда влияние Византийской империи усиливает свое влияние на Кавказе, что приводит к вытеснению "благоверия" православием.
Как Азербайджан стал "страной огней"
Территории современного Азербайджана и Южного Дагестана некогда входили в состав Сасанидской державы, а это значило, что там также проповедовали маги, как греки называли персидских священников.
Топоним «Азербайджан» происходит от парфянского и среднеперсидского Атурпатакан (Āturpātakān) — названия древнего государства Атропатена. Так стали называть северную часть Мидии, где создал себе царство последний ахеменидский сатрап Мидии Атропат (Атурпатак).
Имя Атропат образовано из древнеперсидского «Āturpāt» - жрец-огнепоклонник (букв. «хранитель огня»).
На протяжении пяти веков, вплоть до падения Персии от оружия арабов-мусульман, Сасаниды активно и жестко насаждали свою веру в Кавказской Албании, Армении, Южном Дагестане.
Благоверие пришло на эту землю еще в III в. нашей эры в результате походов шаха Ардашира I.
Его венценосные потомки продолжили "зороастризировать" регион, часто насильственно, особенно в отношении христиан.
Усилиями магов храм огня появился даже в Дербенте в V столетии.
Иранская религия больше всего распространилась в исторической области Зирихгеран и Сулевкент.
Значительно позже, в XIV в. село Зирихгеран меняет своё название на тюркское «Кубачи» с тем же смыслом слова. К XI веку зороастризм уступил там исламу, правда, в горах эта вера сохранялась вплоть до XV столетия, а ее элементы ученые находили в Кубачи еще в XIX столетии.
На данный момент в Российской Федерации официально зарегистрировано две организации зороастрийцев, но как ни странно, в Москве и Санкт-Петербурге. Однако, кто знает, сколько огней Ахура Мазды горит в таинственных ущельях Кавказа...
Литература:
- Гаджимурадов М.Т. Конфессиональная политика Сасанидов на Восточном Кавказе
- Рудницкий Р.Р. О зороастризме у алан
- Пикалов Д.В. ЗОРОАСТРИЗМ И ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА СКИФОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА