Мало кто может сомневаться в таланте Эльдара Рязанова и в успехе его кинокартин.
Однако, прежде чем попасть к зрителю на экран, в советское время каждый фильм и сценарий проходили очень тщательный отбор, даже у таких мэтров, как Рязанов и Гайдай.
Москва, 1968г, Мосфильм.
На пороге киностудии знаменитый режиссер с напечатанным сценарием к новому юмористическому фильму.
Картина, под рабочим названием "Спагетти по-русски", должна была получиться весьма свежей и искрометной, вот только не пришлась она по душе комиссии, и сценарий забраковали, отложив наброски в темный ящик.
БОНДАРЧУК НЕ ВЕДАЯ ПОМОГ РЯЗАНОВУ
После окончания съемок знаменитого фильма Сергея Бондарчука "Ватерлоо", картина которого снималась в Италии, зарубежные коллеги задолжали крупную сумму Мосфильму, и по договору не смогли ее возместить.
Но предложили другое условие - они бесплатно для киностудии снимут фильм у себя на Родине. Не долга думая, коллегия Мосфильма сразу соглашается, вспомнив о сценарии Рязанова, и, после крупных корректировок, в том числе и названия, дает свое "добро" на старт съемок.
Вероятно, в какой- то момент, Рязанов уже пожалел, что ввязался в авантюру под названием "Невероятные приключения итальянцев в России".
А все потому, что на каждом шагу режиссеру встречались трудности. Тот момент, когда в голове одна картинка, а осуществить ее, порой, не так и просто.
- Во-первых, сценарий показался итальянцам немного пресным и скучным, и они предложили добавить погони, взрывы и более эмоциональные диалоги героев.
- К слову, для Андрея Миронова этот фильм чуть ли не стал последним. Каждую сцену, будь-то съемки в машине, несущейся на скорости, или нахождение в одном кадре со львом - актер все выполнял самостоятельно.
Изначально, в сцене, где Миронов пытается заболтать и отвлечь живого льва, должны были построить стеклянную перегородку, дабы обезопасить актера. Но по срокам изготовить совсем не успевали, съемки затягивались и актер взял на себя ответственность, шутил и отвлекал лёву как мог.
Если говорить про Льва, которого звали Кинг и который рос в обычной семье из Баку, я думаю, вы все знаете его историю.
Кинг был настоящим артистом, не раз выручая режиссеров и продюсеров при съемках нескольких советских фильмов. Вот и в "Итальянцах" с животным быстро нашли общий язык, и кадры во львом снимались порой с одного дубля.
Как позже говорил Рязанов, "Мы хотели снять фильм про человеческие судьбы, а итальянцы ждали от нас комедию."
ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ!
А человеческие судьбы чуть действительно не пострадали.
Вы все помните кадр, когда воздушный лайнер "Аэрофлота" приземляется в срочном порядке на автостраду? Так вот, никакого монтажа.
- Кадры снимали в Ульяновске, за управлением находился реальный летчик, которого Рязанов очень долго уговаривал сесть за штурвал.
- А все дело в том, что командир просто не имел права выполнять такой опасный маневр без должного разрешения от министерства свыше.
- Эльдару Рязанову удалось раздобыть такое разрешение, вот только решение и ответственность вся была на летчике, который в конечном итоге - согласился.
Съемки проходили, конечно, не на автостраде, а близ аэропорта на взлетно-посадочной полосе, к которой подогнали автомобили, за управлением которых так же были летчики.
Если бы что-то пошло не так, или самолет задел бы крылом хоть одну машину, голова Рязанова "полетела" бы в первую очередь, а карьера его мигом бы, как и карьера летчика, закончились. Но трюк удался, на тот момент, в истории мирового кинематографа - такое было впервые.
Экономия итальянцев и отсутствие веры в успех картины
Не все гладко было и в личных отношениях между Рязановым и Дино Де Лаурентисом, продюсером картины.
Итальянцы вообще не верили в успех фильма, им главное было вернуть долг Мосфильму.
Советских актеров заселили в один из самых дешевых отелей Рима, в котором даже не было удобств в номере.
Рязанов объявил забастовку, и наотрез отказался приступать к съемкам, пока актерам и команде не предоставят более достойные условия, аргументируя поступок тем, что в России итальянцы жили в лучших апартаментах. После долгих разбирательств, съемочную команду все же переселили.
Отказ Ольги Аросевой и отношения между актерами
- К слову, отношения сложились отличные. Быстрее всех Миронов подружился с Тано Чимарозе, тем самым мафиози Розарио Агро.
- А вот с Ольгой, Антонией Сантилли, советские актеры долго как-то не могли найти общий язык, удивляясь выбору итальянской стороны.
Вернее, она их даже обескураживала, т.к. в основном актриса снималась в ТЕХ САМЫХ фильмах, не для широкой аудитории.
Однако, как вспоминает сама Антония, в конечном итоге все нашли общий язык и порой больше смеялись, чем снимались.
- В фильме мы могли бы не увидеть Ольгу Аросеву, которая сыграла маму Миронова.
Актриса долго отказывалась, т.к. считала, что эта роль не "ее полета" и сценарий ее даже обидел. Но Эмилю Брагинскому, сценаристу фильма, удалось ее уговорить, уточнив, что съемки будут в Риме.
Ну, тут сложно было отказаться :)
Кино вышло на советские экраны в январе 1973г, за несколько дней до премьеры в Италии.
И одна и другая сторона восприняли фильм с огромным восторгом. Многие долго еще говорили, что итальянцы чем-то близки нам и чуть ли не братский народ.
Жаль, что сейчас мы снимаем мало совместных фильмов.