Сегодня о ней уже почти никто не помнит, но без Бетти Грэм и её находчивости не решился бы один из самых животрепещущих офисных вопросов 20-го века, да что там века, тысячелетия. Вопрос аккуратности.
Прохладной техасской ночью, в далёком 1956м году, юная Бетти в девичестве Несмит, сидела в гараже окруженная вёдрами темперной краски, пустыми баночками от лака для ногтей и самодельными этикетками.
Возможно, пары краски сыграли свою роль, но девушка была убеждена, что создала что-то по истине волшебное.
Продукт, который, не без помощи волшебства ей в итоге удастся создать – привычный нам офисный корректор, или, как его называют на Западе «жидкая бумага», поможет миллионам секретарей, студентов и школьников аккуратно исправлять допущенные на бумаге ошибки и двойки в дневнике, даже, когда привычный ластик бессилен.
Что поразительно – Бетти никогда не имела специального химического образования и не была инженером, она была простой разведённой мамкой из Техаса, подрабатывавшей секретарём. Блестящая идея изменившая жизнь пришла к ней прямо во время изнурительной 12-часовой рабочей смены.
Сейчас в это сложно поверить, но Бетти не просто произвела уникальный продукт, но оказалась гением маркетинга. Крайне точно определив существовавшую на рынке потребность, за несколько десятилетий Бетти невероятно расширила свой бизнес, одержала важные победы в ожесточенных конкурентных войнах и вышла из бизнеса с состоянием более 200 миллионов долларов.
Важно отметить, что всё это она сделала в тот момент, когда, работающая женщина, считалась созданием довольно редким, а женщина в бизнесе была в принципе, сродни инопланетянину.
Свести концы с концами
Наша Бетти родилась в пригороде Далласа в далеком 1924 году и росла творческой, волевой и независимой девочкой.
Её мать продавала вязальные принадлежности, отец работал менеджером по запчастям. В семье всегда ценили последовательность и трудолюбие. В общем, окружение у девочки было не самое скверное, но совсем не сочетавшееся с её творческим, бунтарским духом.
Учёба в школе не увлекала Бетти, бросив школу в 17 лет, она вышла за муж за военного и уже через полгода родила ему сына. Семейный союз продержался недолго, в дело вмешалась Вторая Мировая война, с которой муж, к счастью, вернулся целым и невредимым, но убежденным холостяком. Так Бетти осталась одна с маленьким сыном Мишкой под мышкой.
Чтобы свести концы с концами Бетти устроилась секретаршей в банк Техаса, где зарабатывала около 300$ в месяц (примерно 3000$ в месяц на сегодняшний день, что для США не так много и соответствует, к примеру, зарплате горничной).
Спустя годы, её сын Мишаня, вспоминал, что финансовая ситуация их семьи на тот момент заставляла мать «плакать ночи напролёт».
Как мы поняли ранее – Бетти не отличалась успехами в учебе, поэтому не удивительно, что хорошей наборщицей текста также не была и допускала в процессе работы множество ошибок, но несмотря на это, каким-то чудом ей удалось дорасти до должности старшей секретарши – что на тот момент было высшей позицией доступной для женщины в банковской сфере.
В то самое время, легендарные IBM, нет, еще не представили рынку персональный компьютер, но выпустили новую линейку электронных печатных машинок, которые были гораздо быстрее предыдущих и использовали ленты из углеродной плёнки.
Бетти довольно быстро ощутила на себе недостатки таких машинок – очень чувствительная клавиатура и новая лента, во-первых, увеличивали количество возникавших в процессе работы ошибок и помарок, а во-вторых – делали невозможным их исправление, т.к. на бумаге непременно оставались разводы и пятна. Ставшая уже привычной работа заиграла новыми, не самыми радужными красками и Бетти пришлось искать решение, которое в последствии изменило всю её жизнь.
В банке работали художники-оформители витрин и Бетти заметила, что они никогда не смывают со стекла рисунок, если допускают ошибку, а исправляют ошибки – закрашивая рисунок поверх.
«Поэтому я решила действовать так, как действуют художники»
Однажды после работы она пошла в библиотеку и нашла там рецепт темперы - старинной краски на водной основе. Она взбила краску в кухонном блендере, налила ее в пустую бутылку от лака и начала тайком использовать на работе, чтобы скрыть опечатки в документах. Несмотря на все попытки Бетти сохранить смесь в секрете, вскоре её коллеги секретари заметили необычное новшество и захотели как можно скорее также начать его использовать.
Уже к 1957 году Бетти продавала до 100 баночек своей новой «жидкой бумаги» в месяц, но распространяла их лишь среди своих коллег. Со временем спрос начал расти, и чтобы его удовлетворить, она решила превратить свой гараж в мини-упаковочную фабрику. На маленьком заводике все рабочие места мгновенно заняли сын Мишаня и его школьные друзья. Бетти платила им 1 доллар в час за наполнение маленьких стеклянных бутылочек и наклеивание на них рукописных этикеток с гордым названием её первого продукта - «Ошибочка», а они довольно быстро справлялись с производством. Позже, желая увеличить объемы и улучшить единообразие и качество своего продукта, она обратилась за помощью к знакомой сотруднице малярного цеха и учителю химии своего сына, которые помогли Бетти усовершенствовать формулу и наладить в рамках небольшого гаража почти промышленное производства.
По выходным Бетти путешествовала по Техасу пытаясь продать партии своего товара оптовикам, но все они отвечали отказом – работать с женщиной в те времена было всё-таки немного странно. Устав от этого, она решила, что дальше будет продавать свой «волшебный товар» сама.
Уже первая попытка разместить рекламу в национальном каталоге офисной продукции, принесла плоды: более 500 заказов по всей стране, включая крупные корпорацию The General Electric Company – что может быть лучше?
Бетти начала всё больше времени уделять своему новому бизнесу, что не могло не сказаться на её работе в банке. Закономерным итогом стало её увольнение, когда однажды она случайно подписала банковские документы названием своей маленькой компании вместо “Texas Bank and Trust”. Как она потом позже считала – это увольнение стало для неё чем-то вроде благословения.
Большие перемены
В 1958 году Бетти запатентовала свой продукт под новым именем – Liquid Paperили «Жидкая бумага».
Когда продукт стал популярным, Грэм переехала из гаража в трейлер, а затем и в офисное здание. Она наняла сотрудников для помощи в маркетинге, производстве и логистике. С ростом бизнеса у неё безусловно возникали сомнения в правильности выбранного пути - но она не сдавалась.
«Я думаю, что любой, кто добивается прогресса, сталкивается со страхом», - сказала она позже в интервью.
«Преодоление страха - это все, что нужно для успеха. Вы должны постоянно сталкиваться со страхами и сомнениями. Продолжайте делать это снова и снова.».
К 1964 году производство «жидкой бумаги» Бетти выросло в 10 раз, до 5 тыс. баночек в неделю; В 1967 году компания принесла Бетти первый миллион долларов. (Около 8 миллионов долларов на 2021 год).
А уже к 1975 году Бетти перевела Liquid Paper на автоматизированный завод площадью 35 тыс. квадратных метров в Далласе, начав производить до 25 млн. баночек в год.
Хотя несколько конкурентов пытались потеснить её детище, ведь продукт не выглядел сколько-нибудь технически сложным, Бетти всё-таки удалось сохранить львиную долю рынка.
Но как иногда бывает, успех и популярность сыграли с ней злую шутку, самые близкие люди попытались воспользоваться плодами её трудов.
Несколькими годами ранее, в 1962 году, она вышла замуж за продавца замороженных продуктов по имени Роберт Грэм и передала ему частичный контроль над бизнесом своей «Жидкой бумаги». В 1976 году они развелись, и Роберт попытался исключить Бетти из компании, изменив формулу и выгнав ее из правления, но секретарша, на тот момент, превратившаяся в делового эксперта, сумела раскрыть планы бывшего и сохранить 49% акций своей компании.
К сожалению, всё это не прошло бесследно, столкнувшись с ухудшением здоровья в 1979 году, Бетти продала свою долю в Liquid Paper компании Gillette за 47,5 млн долларов (173 млн долларов сегодня) плюс гонорары за каждую проданную баночку в течение следующих двух десятилетий.
Всего через 6 месяцев, в возрасте 56 лет, она перенесла инсульт и умерла.
Ее сын Мишаня, который, по воле случая, прославился как участник поп-группы 60-х годов The Monkees, продолжал отстаивать наследие своей покойной матери, появляясь в рекламе ее продукции вплоть до 90-х годов. Он продолжал получать гонорары с Gillette по сделке, которую заключила его мать, и использовал их для запуска видеокомпании PopClips - предшественницы MTV.
Забытое наследие
Как пишет корреспондент Forbes Таня Тарр, Бетти оставила после себя гораздо больше, чем просто состояние или новый продукт.
В то время, когда корпорации не предлагали никаких особенных льгот своим сотрудникам, Liquid Paper была очень прогрессивной фирмой.
Вот только часть из новшеств появившихся с легкой руки Бетти:
- Услуги по уходу за детьми сотрудников на территории компании
- Кредитный союз, принадлежащий работникам
- Удобства для гостей в инвалидных колясках
- Возмещение стоимости обучения сотрудников
За время своей успешной работы Бетти также основала два благотворительных фонда - один, который поддерживал женщин в сфере искусства, а другой предлагал помощь женщинам из неблагополучных семей.
Незадолго до своей смерти Бетти Грэм дала интервью в Университете Северного Техаса и так говорила о своем успехе:
«Я считаю, что начало — это самый чудесный период. Когда вы терпеливо стоите на своем, и однажды видите, что рост происходит вокруг вас все время», - сказала она.
«Это похоже на дерево, укоренившееся в земле. В течение долгого времени ничего особенного не происходит, мы ничего не видим, но дерево развивает более сильную корневую систему, которая распространяется в более отдаленные места».
Сегодня компания «Liquid Paper» все еще работает и принадлежит Newell Brands - конгломерату, владеющему клеем Rubbermaid, Sharpie и Elmer’s.
Дерево, как сказала бы Бетти, по-прежнему процветает.
Понравилась статья — ставьте лайк и подписывайтесь на канал Мышки норушки и мягкой игрушки!
Только у нас есть тот контент, которого нет у тебя)
Материал подготовлен Мышкой норушкой совместно с Захари Крокеттом в 2021 году.