Найти тему

Теодор Драйзер "Оплот". Американские отцы и дети

Роман Драйзера "Оплот" вышел уже после смерти писателя, поэтому сложно сейчас говорить о том, был ли он завершен автором, какую часть романа правили-дописывали редакторы. Тем не менее, слог, за который Драйзер так любим, на месте, "фирменная" тематика тоже.

Итак, перед нами семейная сага! Три поколения одной семьи покажет нам Драйзер во всех подробностях и в самом конце расскажет, почему же роман называется "Оплот".

Теодор Драйзер
Теодор Драйзер

Главный герой книги, Солон Барнс, происходит из квакерской семьи и продолжает традиции, которыми живёт вся община или "Общество Друзей". В их небольшом городке неспешно течет глубоко религиозная жизнь, полная взаимопомощи, скромности, презрения к материальному. Отец воспитывает Солона в строгости, с великим почтением к богу. Традиции свято чтимы, а сам Руфус - образец благочестивости, готовый прийти на помощь каждому. Солон взрослеет, женится, и вот уже он сам отец семейства, продолжающий традиции предков.

И если тема отцов и детей в первом поколении не звучала так громко, то пятеро детей Солона - это совсем другое дело. Они уже получили возможность не только выехать за пределы общины, но и учиться, а там, в большом мире, людям разрешается посещать театры, слушать музыку, танцевать! Дети нового поколения не понимают запретов отцовской религии.

Детей у Солона пятеро, и все они настолько разные, насколько удобно было Драйзеру показать на этих примерах все жизненные перипетии и иронию. Кто-то продолжает чтить традиции с поправкой на новые времена, кто-то лжет и ворует — дети по-разному реагируют на запреты. В самом деле, если все вокруг тебя танцуют, сложно понять, почему именно тебе нельзя этого делать. Ложь проникает в сюжет как самостоятельный герой, дети скрывают от отца свою настоящую жизнь, совершают глупые необдуманные поступки и, в конечном итоге, вся система запретов, так чтимая семейством Солона, приводит к трагедии.

Стремительно меняющийся мир в 20 веке показывает нам постаревшего Солона как последний оплот старых устоев и традиций. Не без сожаления Драйзер делает это, ведь на смену честным и порядочным отцу и сыну приходят "дельцы", люди новой формации. Стирается противопоставление материального духовному: духовное больше почти никого не интересует. Но Драйзер не ставит на новом поколении крест, наоборот, показывает, что оно тоже способно любить, сострадать, что у него есть чувство долга.

-2

Книга "Оплот" не самая популярная книга Драйзера в России, отчасти потому что не самая издаваемая. Тем не менее, советую всем любителям реализма и натурализма Драйзера, всем ценителям истинных ценностей получить удовольствие от этой многоплановой и в чём-то назидательной книги.