"7 дощечек мастерства" - так переводится название одного из самых многогранных детских пособий и вместе с тем одной из самых древних головоломок - танграма. Танграм представляет собой 7 плоских геометрических фигур, которые при сложении образуют квадрат.
Суть игры - собрать из элементов заданное изображение, учитывая правила. Их всего 3:
- - каждое изображение должно состоять из полного комплекта элементов (7 штук);
- -элементы должны прилегать один к другому без зазоров;
- - накладывать элементы друг на друга нельзя.
Танграм делают совершенно универсальным пособием два неоспоримых преимущества:
- игра с ним актуальна в любом возрасте,
- схем для сложения просто неисчерпаемое множество.
Сейчас эта головоломка довольно популярна, а потому можно выбирать из разнообразия цветов и материалов. Для дошкольников я рекомендую приобрести танграм с разноцветными деталями.
Этапы ознакомления с танграмом
3-4 года: знакомим ребёнка с деталями, начинаем складывать простейшие схемы методом наложения (схема должна быть в масштабе деталей, цвета соответствовать цветам фигур).
Что это даёт:
-Развиваем внимание, мелкую моторику, зрительное восприятие,
-Закрепляем названия цветов и фигур, значения слов "большой", "средний", "маленький".
-Формируем представления часть-целое.
4-5 лет: учимся складывать картинку методом наложения, теперь уже на схеме, где детали очерчены, но не раскрашены.
Что это даёт:
- Развиваем внимание, мелкую моторику, зрительное восприятие,
- Учим ориентироваться только на форму, без опоры на цвет
5-6 лет: Учимся складывать картинку по образцу. Схема-образец, теперь уже в меньшем формате, сначала предлагается цветная, потом контурная с разметкой деталей. Картинку складываем рядом, ориентируясь на образец.
Что это даёт:
-Развиваем внимание, мелкую моторику, зрительное восприятие,
-Развиваем пространственное мышление,
-Формируем умение работать по образцу.
6-7 лет: Начинаем складывать силуэтные картинки, в которых нет разметки деталей. Начинаем с картинок в масштабе деталей, используя родной метод наложения. Среди силуэтных схем много таких, над которыми и взрослому придётся попотеть:)
Далее - ребёнок учится придумывать свои шедевры.
Что это даёт:
-Развиваем внимание, усидчивость, пространственное мышление,
-Развиваем воображение.
Как всегда, отмечу, что не нужно заставлять малыша складывать картинки, усаживать его "заниматься" (родители любят это слово, потому что "играть" - звучит, по их мнению, как-то бесполезно). Старайтесь органично "подмахнуть" головоломку во время собственной игры ребёнка. Катает он машинки - ради Бога! Катаем вместе с ним, а потом: "Ваааня, а смотри как много у нас с тобой машин! А гараж всего один! Туда не поместятся все наши машины! Давай ещё один построим?!" - и схема "Домик" тут как тут;) На прогулке с мамой кормили уток, вечером к папиному приходу с работы нужно утку из танграма собрать, поделиться впечатлениями. Тут, кстати, ещё одна важная вещь - при каждой возможности предлагайте ребёнку выбор. "Ты хочешь папе утку из танграма собрать или гуашью нарисовать?" Это учит малыша понимать, что он хочет, учит делать выбор, а ещё это дарит ему чувство, что его мнение значимо, он может выбрать сам. Не исключено, кстати, что ребёнок захочет воплотить в жизнь оба Ваших предложения.
Возвращаясь к танграму: можно устроить соревнования "кто быстрее соберёт", можно играть в "угадайку" (кто-то собирает придуманную картинку, другой отгадывает, что это), можно предлагать малышу запомнить детали, потом прятать одну и просить вспомнить, какой не хватает... Можно придумать бесчисленное множество игр!
Желаю Вам вдохновения и креативности!
Спасибо за внимание! Мой канал только начинает свой творческий путь, поэтому Ваш лайк и подписка очень важны для его развития! Оставайтесь со мной - будет полезно и интересно!