Найти тему

"Существовало предание, что их родина погибнет в тот день, когда чужеземцам будет открыт свободный доступ в нее..."

Дорогие друзья! Хотим познакомить вас с отрывками из очерков о Японии, опубликованными на русском языке в 1902 году в журнале для детей старшего возраста "Юный читатель". Очерки называются "Страна тысячи островов", а составила их Эмилия Кирилловна Пименова (1854-1935) - автор работ по социально-политической тематике, составительница географических и этнографических публикаций и переводчица книг зарубежных авторов, Также она автор популярных книг для юношества. Много также писала в детских журналах «Восходы» и «Юный читатель».

Как нам кажется, будет очень интересно узнать как виделась Япония русским читателям почти сто двадцать лет назад. Текст проиллюстрирован японскими гравюрами укиё-э (в оригинальном издании их нет).

-2

Далеко, на самом востоке Азии, волны Великого океана омывают скалистые берега небольшого государства, состоящего из бесчисленного множества островов, больших и малых, покрытых богатой растительностью, очень живописных и кажущихся издали роскошным садом. Государство это - Япония, одна из самых любопытных стран в мире по своей природе, своими обитателями и своей истории в особенности же потому, что японцы - единственный народ в Азии, который сам, по собственному почину, сразу отрешился от всех своих вековых предрассудков, от своей замкнутости и ввел у себя европейскую цивилизацию. Японцы сами сознали необходимость учиться и явились в европейские страны добровольными учениками, чтобы заимствовать у них то, что им казалось нужным и достойным подражания. Теперь Япония, несмотря на свою малую величину - самое могущественное государство восточной Азии и европейские государства относятся к ней с большим почтением. И всего важнее то, что Япония достигла этого всеобщего уважения вовсе не вследствие своего военного могущества, многочисленности своих войск, а только благодаря мирным успехам.

Artist:Fujishima Takeji Title:Meiji-za Theater in Kyoto Date:1955
Artist:Fujishima Takeji Title:Meiji-za Theater in Kyoto Date:1955

Лет тридцать пять, сорок тому назад мы очень мало знали Японию. Она была отрезана от всего остального мира и лишь немногим людям удавалось проникнуть в нее, да и то не по доброй вол, так как это были большею частью мореплаватели, потерпевшие крушение у берегов Японии. Но оставаться там они не могли, - внутрь своей страны японцы никого не пускали. У них существовало предание, что их родина погибнет в тот день, когда чужеземцам будет открыт свободный доступ в нее. Сами они под страхом жестокого наказания никогда не покидали свой родины; для того чтобы даже случайно их не могло занести к чужим берегам, японцам было запрещено строить большие суда, и они могли только плавать по внутреннему морю, около своих живописных островов, которые были для них настоящею тюрьмой.

Artist:Toyohara Chikanobu Title:Tour by boat- Okawa-river — 大川筋 御成 Date:1897
Artist:Toyohara Chikanobu Title:Tour by boat- Okawa-river — 大川筋 御成 Date:1897

Так жили японцы целые тысячелетия, совершенно неведомые остальному миру, с которым они не хотели иметь никаких сношений. Первые сведения о Японии были доставлены в Европу в XIII веке путешественником Марко Поло. Но сведения эти были очень скудны, хотя он много распространялся об изумительных богатствах этой страны, рассказывая, что там выстроены дворцы с золотыми крышами и что полы в этих дворцах также вымощены слитками из того же металла, прошло много, много лет, прежде чем европейцы снова услышали о Японии.

Artist: Ludoico Teisera Title:Map of Japan, copperplate, 1595 Date:1595
Artist: Ludoico Teisera Title:Map of Japan, copperplate, 1595 Date:1595

Древняя история Японии нам известна только из легенд. По этим легендам японский император или микадо - потомок божества. Основатель японского государства Уинму Тенно - "божественный завоеватель" происходил от японского божества Исавами. Небо было его отцом, земля - матерью и он приходился сродни солнцу. Конечно, вследствие такого взгляда народ должен был относиться к микадо с величайшим благоговением. Так как микадо был божественного происхождения, то к нему не только не дозволялось прикасаться, но даже нельзя было его видеть никому из обыкновенных смертных. Несмотря на то, что император имел в руках огромную власть, он был связан по рукам и ногам всевозможными предрассудками и даже не мог располагать и тою долею свободы, которую имели его подданные. Всю свою жизнь, повинуясь древнему обычаю, он должен был проводить безвыходно в своем дворце, не показываясь никому из своих подданных. Народ был убежден, что он целыми днями сидит неподвижно на своем троне и смотрит в одну точку.

Artist:Utagawa Kuniaki Title:Emperor and His People - History of Japan Date:1880s.
Artist:Utagawa Kuniaki Title:Emperor and His People - History of Japan Date:1880s.

Микадо никакими государственными делами не занимался и не вмешивался в управление государством, это считалось недостойным потомка божества. Кто же вместо него управлял страной? Настоящим властелином в стране был начальник войска, сёгун, который имел на микадо огромное влияние. Хотя должность эта не была наследственной, но она всегда переходила от отца к сыну, до тех пор, пока среди приближенных микадо не находилось человека, который подчинял себе его волю и свергал прежнего сёгуна, завладев сам его властью. Много было пролито крови в Японии из за этой власти, так как всегда находилось много охотников усесться на место сёгуна и подчинить себе микадо. Казни, измены и предательства не прекращались поэтому в Японии. Главную силу и значение в стране конечно, должны были иметь воины, положение же всех низших сословий, крестьян, земледельцев, ремесленников и купцов было очень незавидное. Они терпели всевозможные насилия и притеснения, а жаловаться было некому и не у кого было искать защиты.

Artist:Utagawa Yoshitora Title:Shogun Ieyasu Tokugawa Date:1873
Artist:Utagawa Yoshitora Title:Shogun Ieyasu Tokugawa Date:1873

Такие условия существовали в Японии еще очень недавно. Но, как только японцы, столкнувшись с европейцами, познакомились с теми порядками, которые существуют в европейских государствах, то они решили ввести их и у себя на родине.

Вступление на престол нынешнего японского императора Муцухито было началом полного преобразования Японии. Сосредоточив в своих руках всю власть, он решил воспользоваться этим, чтобы совершенно преобразовать свою страну. Прежде всего он ввел законы общие для всех - и крестьяне, купцы, ремесленники получили одинаковые права с высшими сословиями. Иностранцам было разрешено свободно проживать по всей стране. Микадо очень заботился и о народном образовании и ввел обязательное обучение, как для мальчиков, так и для девочек во всем государстве. В Токио был основан университет; фабрики, заводы, железные дороги начали строиться во всей стран.

Artist:Unknown Title:Triptych: Emperor Viewing Flowers, Meiji period, 1887 Date:Meiji period, 1868-1912
Artist:Unknown Title:Triptych: Emperor Viewing Flowers, Meiji period, 1887 Date:Meiji period, 1868-1912

Так изменилась Япония в короткое время, и просто трудно представить себе, что еще сравнительно недавно это была дикая страна с невежественным и суеверным населением.

Продолжение следует...

Будьте здоровы, подписывайтесь на наши каналы:

Навигатор по каналу "Япония. Куклы, сказки и легенды" все статьи и видео

"Пространство авторских кукол"

"Япония. Куклы, сказки и легенды"

Каждый - и взрослый и ребенок, найдет на нашей выставке много интересного для себя. До встречи на выставке "Япония. Куклы, сказки и легенды". По всем вопросам звоните по телефонам 8-910-452-6286. Купить билеты можно здесь: https://vystavka-yaponiya-kukly-s.timepad.ru/

Artist: Utagawa Kokunimasa Title:Tsunami Disaster in Meiji Era Date:1896
Artist: Utagawa Kokunimasa Title:Tsunami Disaster in Meiji Era Date:1896