Найти тему

Браконьерство подорожало

Оглавление

Недавно писали о том, что на Ладоге существенно усилилась работа Северо-Западного территориального управления федерального агентства по рыболовству (СЗТУ ФАР). В первую очередь коснулось это промысла корюшки, да так коснулось, что даже в некоторых СМИ началась кампания о том, что "промысел зарубается на корню". Однако как оказалось - требования по выполнению норм и правил лова промысловикам вполне по силам, и сейчас корюшиная путина набирает обороты, и мережи в озере стоят, и корюшка на столы петербуржцев и жителей области идет. Только ловить ее приходится честно, по правилам.

Но тем, кто ловит по правилам конкуренцию , увы достаточно недобросовестную, составляют "ночные охотники", браконьеры. Не один год подряд весной, с ходом ладожской корюшки в Волхов наблюдалась картина, как только начинает темнеть, на воде появляется флотилия судов, зачастую без номеров, но с мощными моторами, и начинается траление зашедшей на нерест корюшки браконьерами.

В чем сложность ограничения подобного лова?

Есть два момента, которые существенно усложняют борьбу с этим видом браконьерства. Во первых лов осуществляется, как правило, в вечернее время и ночью. В это время и так небогатое водное движение замирает и любое судно очень заметно на воде, а уж слышно и вовсе издали. И подход катера рыбоохраны виден, и особенно слышен издали.

А во-вторых лов происходит в достаточно населенных местах, с плотной прибрежной застройкой, и уйти в берег браконьеры могут в любое место, особенно, если к нему затруднен береговой подход.

А ждать на берегу , пока причалит лодка с рыбой и волокушами - занятие бесперспективное, При наличии на берегу рыбоохраны браконьеры на катерах получат сигнал от своих сообщников с берега, и могут уйти в любое другое место, или попросту сбросить и орудия лова и улов в воду.

Да и в случае, когда лодку удается принять на берегу, приходится доказывать, что находящиеся в ней люди осуществляли лов и рыба, находящаяся в лодке поймана незаконным способом.

В целом проблем достаточно. Но при этом и средств и способов решить эту проблему сейчас у рыбоохраны хватает. Особенно в этом году.

Что изменилось в этом году?

В этом году в Новой Ладоге развернут районный штаб по обеспечению порядка в нерестовый период. В Волховском и прилегающих районах работают не только местные сотрудники, но и инспектора, прикомандированные из других регионов северо-запада. Осуществляется взаимодействие с органами правопорядка и общественными организациями.

Обновлен парк техники. В устье Волхова постоянно находится патрульное судно, контролирующее уловы промысловиков.

Прибрежные районы Волхова и Сяси патрулируют инспекторские группы рыбоохраны, совместно с представителями ОВД.

Ладожское озеро от Свири до Черного постоянно мониторится инспекторами совместно с общественным патрулем Санкт-Петербургской региональной общественной организации "Питерский Клуб Рыбаков", волонтеры которой успешно работают совместно с инспекцией уже пятый год подряд

-2

Так что в этом году можно сказать, что к охране нереста рыбы в целом, и к корюшке в частности изменился подход на системном уровне. Конечно сложно оценить эту работу по протоколам и задержаниям. Поскольку главный результат - это не задержать браконьера, а не дать ему осуществлять вылов рыбы. И в целом это удается. Видимых нарушений стало существенно меньше.

Но, конечно, есть и задержания, и протоколы. Например 25.04.21 на реке Волхов совместными действиями рыбоохраны и полиции был задержан экипаж, осуществлявший траловый лов корюшки волокушами.

-3

Набор нарушений стандартный для сезона: тут и нарушение Правил рыболовства для западного рыбохозяйственного бассейна, и лов рыбы с незарегистрированного плавсредства, и выход на воду на судне, не несущем бортовых номеров.

-4

-5

По результатам операции возбуждено пока дело об административном правонарушении. В лодке задержанных - незаконные орудия лова, добытая корюшка. Все, и орудия лова и плавсредство и улов - изъято.

Кроме штрафа за нарушение правил рыболовства нарушителей ожидает конфискация орудий лова, к которым относится и лодка с тридцатисильным мотором, и компенсация ущерба водным биологическим ресурсам. И надо сказать, что последний пункт тоже достаточно серьезный. Установленная законом сумма взыскиваемого ущерба составляет 55 рублей за каждую корюшку, которых в двух, находящихся в лодке ящиках, набралось ни много , ни мало - 755 штук, а еще в нерестовый период сумма начисляемой компенсации удваивается. Таким образом двух ночных ловцов, кроме потери довольно дорогого судна и мотора, ожидает еще денежный штраф в размере около 80 тысяч рублей (4000 - нарушение правил, и 75000 - компенсация ущерба). И это только в том случае, если проводящие дальнейшее расследование органы не увидят признаков , по которым это нарушение может переквалифицироваться в уголовное дело. А даже не специалист видит, что шансы на уголовное наказание присутствуют. Нарушение совершено группой лиц, по предварительному сговору, и с применением технических средств. И это грозит уже совсем другим наказанием.

Строго? Неадекватно 20 килограммам пойманной корюшки? Поговорим об этом чуть ниже. А пока:

Что еще попало под контроль ФАР на юге Ладоги

Силы и средства сейчас сосредоточены на юге Ладоги немалые. Впрочем, это не значит, что их нет в других районах. Но поговорим о том, что делается именно здесь, поскольку автор этих строк наблюдает процесс не со стороны, а сам находясь в составе Общественного Патруля Рыбоохраны Питерского Клуба Рыбаков.

И так, какие задачи стоят перед СЗТУ ФАР, и как они выполняются.

В первую очередь задача обеспечить нормальный нерест рыбы, в рамках существующих Правил. Но это не конечная история. Не секрет, что запасы Ладоги вызывают серьезную обеспокоенность у всех, кто более менее систематически ловит рыбу. Это признают и промысловики, и любители и ученые. Объяснений и моделей этого процесса есть много, но к сожалению, нет самого главного - достоверной базы для оценки реальной нагрузки на Ладожское озеро. Поэтому одна из задач, поставленных на сезон этого года руководством СЗТУ ФАР (в первую очередь своим сотрудникам) - обеспечить достоверный учет промыслового лова и минимизировать незаконный промысловый лов.

Для реализации этой задачи постоянно дежурит в устье Волхова патрульное судно, контролирующее все баркасы и рыболовные суда, оперативная группа инспекторов совместно с представителями ПКР ежедневно обходит прибрежную зону и проверяет все баркасы на Ладожском канале.

С воды удаляются все сети без надлежащей маркировки и не обозначенные в соответствии с Правилами. Получить сети, выставленные с нарушениями, предприниматели, имеющие разрешения на лов могут после оформления протокола и оплаты штрафа, который для предпринимателей начинается от 20 тысяч рублей.

Как участник процесса, могу сказать, что нарушений на воде стало существенно меньше,даже по сравнению с прошлым годом, когда уже мы почувствовали усиление работы инспекции.

Но в зону внимания инспекции попадают не только дела, непосредственно связанные с ловом рыбы. На контроле находятся любые действия в прибрежной водоохранной зоне.

Например в районе Дубно обнаружена деятельность в водоохранной зоне Новоладожского канала. Без согласований велись работы спецтехникой,

-6

вырублена почти 100 метровая полоса прибрежной растительности.

-7

Непосредственно на берегу водоема построен коровник, без соблюдения каких-либо норм.

-8

Возможный ущерб оценивается более чем в миллион рублей. Удивительно, что эти действия проводились с попустительства местной администрации.

Не обойдут вниманием и рыбаков-любителей. В этом году планируются мероприятия по проверкам уловов, а самое главное, по учету количества рыбаков. Статистический учет и анализ любительского рыболовства - важная составляющая для понимания общей картины нагрузки на озеро.

Если промысловые уловы можно оценить с некоторой степенью достоверности, зная количество организаций, получивших разрешения, и контролируя их отчетность, сочетая это с контролем на воде, то любительские уловы можно оценить только статистическими методами.

Особенное внимание будет уделено в этом году троллингу и ловле судака. Но эти задачи будут актуальны после 20 июня, когда на Ладоге будет разрешен лов с использованием мотора.

Почему требование выполнения правил принимается многими рыбаками в штыки и как изменить эту ситуацию

Подобная активность органов рыбоохраны многими рыбаками, не только промыслом, но и любителями воспринимается очень остро. Почему? Много лет контроль за рыболовством осуществлялся достаточно поверхностно. И этому были как субъективные, так и вполне объективные причины. Малое количество инспекторов, нехватка техники, бензина у инспекции, и наоборот - все возрастающая активность промысла, который при общем упадке рыбного поголовья вынужден увеличивать интенсивность своих усилий на воде, не всегда способами, укладывающимися в рамки действующих Правил.

Сейчас получается, что даже требования выполнить существующие Правила, вызывает непонимание, как же так, мы столько лет ловили именно так (считай - нарушали, но требований по выполнению не предъявлялось), а теперь вынуждены менять сложившиеся стереотипы и методы. Наглядно проявилось это например с корюшкой. Вместо более чем 1000 мереж, выставляемых обычно в устье Волхова, в этом году удалось выставить чуть более 300, но зато в соответствии с требованиями Правил по расстоянию между орудиями лова.

И тут всплывает еще один аспект, который нельзя обойти. Для того, что б Правила вызывали уважение, необходимы , на мой взгляд, две вещи. Первая - требования правил должны быть направлены на разумное использование ресурсов, и давать возможность гражданам пользоваться ресурсом, с условием его воспроизводства. Собственно это требование Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", но разумность Правил может опираться только на достоверную информацию об объективном состоянии этих самых ресурсов. А это, в свою очередь, опирается на деятельность научных организаций, отслеживающих и прогнозирующих состояние водоемов и рыбных запасов.И здесь важны и обратная связь от промысла к науке, то есть корректные данные по реальному промыслу, и мониторинг любительского рыболовства, и реальная оценка браконьерского лова. Но обоснованность Правил не гарантирует их выполнения.

И здесь можно говорить о втором аспекте - неотвратимости наказаний при нарушениях. То есть, чем либеральнее правила, чем свободнее доступ к ресурсам, тем жестче они должны соблюдаться. Но сами собой правила соблюдаться не будут. Необходим мало того, что постоянный контроль, но и профилактика.

А для этого необходимо перестроить систему показателей работы рыбоохраны. Если сейчас основной показатель работы - зафиксированные нарушения и взысканный ущерб, то в перспективе - работа ведомства должна оцениваться по состоянию рыбных запасов, причем не бумажных, а реальных. Но это дело как минимум нескольких лет. Пока же необходимо сосредоточиться на максимальном контроле. Который необходим в том числе и для того, что бы реально оценить ситуацию с состоянием рыбных запасов.

Ну и как следствие - можно сказать, что сейчас нарушение Правил существенно подорожало, не потому , что строже стали законы и правила, а потому, что жестче спрашивается их исполнение.