Найти тему
Мери Поппинс

Школьные мелочи

Урок литературы. «Серебряный век». 8 класс.

Читаем и разбираем мистическое, пронзительное, действительно, необъятное стихотворение Николая Гумилёва – «Заблудившийся трамвай».

Меня озаряет: надо показать финал «Раба любви»!

Помните?

Трамвай, уносящийся без вагоновожатого, куда-то в страшную неизвестность по прочерченным в степи рельсам.

За ним несутся всадники, белогвардейцы, хотя совершенно неважно, красные или белые…

А в трамвае Она, прозрачная, словно ожившая хрустальная статуэтка с огромными глазами на тонком стебельке шеи. Сначала металась, как птица, а потом замерла, опустившись на колени:

- Господа, вы – звери, господа…

(На самом деле, по сценарию в уста героини вложены совсем иные слова:

- Господа, это ошибка!).

Что мы видим?

Я вижу душераздирающий финал, беззащитность героини, размытость конца, и в то же время совершенно ясное его окончание, и фоном дивные Артемьев и Камбурова.

А ребята?

Непроходимый лес знаний
Непроходимый лес знаний

Я вся в трепете, предвкушая тонкий, глубокий разговор, но не успела даже задать вопрос.

Раздаётся голос Серёжи:

- А вот интересно, кто быстрее дойдёт до финала, трамвай или лошадь?

Стёпа добавил, наверное, увидев моё выражение лица (есть у меня особое, когда крайнее удивление переходит в насмешливо-ироническое):

- Открытый финал, есть над чем подумать, полёт мысли! Прямо как вы любите!!

Вот и всё, что вам надо знать о Серебряном веке)!

Фото иллюстрирует трудности постижения сути вещей).

Север Черногории. Лес у Црного (Черного) озера