Урок литературы. «Серебряный век». 8 класс.
Читаем и разбираем мистическое, пронзительное, действительно, необъятное стихотворение Николая Гумилёва – «Заблудившийся трамвай».
Меня озаряет: надо показать финал «Раба любви»!
Помните?
Трамвай, уносящийся без вагоновожатого, куда-то в страшную неизвестность по прочерченным в степи рельсам.
За ним несутся всадники, белогвардейцы, хотя совершенно неважно, красные или белые…
А в трамвае Она, прозрачная, словно ожившая хрустальная статуэтка с огромными глазами на тонком стебельке шеи. Сначала металась, как птица, а потом замерла, опустившись на колени:
- Господа, вы – звери, господа…
(На самом деле, по сценарию в уста героини вложены совсем иные слова:
- Господа, это ошибка!).
Что мы видим?
Я вижу душераздирающий финал, беззащитность героини, размытость конца, и в то же время совершенно ясное его окончание, и фоном дивные Артемьев и Камбурова.
А ребята?
Я вся в трепете, предвкушая тонкий, глубокий разговор, но не успела даже задать вопрос.
Раздаётся голос Серёжи:
- А вот интересно, кто быстрее дойдёт до финала, трамвай или лошадь?
Стёпа добавил, наверное, увидев моё выражение лица (есть у меня особое, когда крайнее удивление переходит в насмешливо-ироническое):
- Открытый финал, есть над чем подумать, полёт мысли! Прямо как вы любите!!
Вот и всё, что вам надо знать о Серебряном веке)!
Фото иллюстрирует трудности постижения сути вещей).
Север Черногории. Лес у Црного (Черного) озера