Если есть самая загадочная фигура в культуре трех братских народов - казахов, башкир и татар , то это Мифтахетдин Акмулла.
Несмотря на некоторую любовь степняков к возвеличиванию себя и своих предков, Мифтахетдин Акмулла при жизни очень мало говорил о себе. Все, что у него лежало на душе он стремился переложить в поэзию. Вот в стихи он вкладывал всю свою творческую натуру, которая была до того одаренной, что внесла вклад в литературу всех указанных народов.
Какие мужи проходили, жемчужины сея стихов!
Открыты пути их деяний, свершений и слов.
Ценнейшие труды, оставленные ими
То россыпь мудрости под сенью тонких строф - писал Акмулла
Он родился в обычной башкирской семье из башкирского племени Мин. Отец - сельский мулла, а дед был мухтасибом, то есть следящим за соблюдением норм шариата.
Его мать была из казанцев, умершей еще молодой. Мачеха не любила Мифтахеддина и ему приходилось туго в большой семьей из 16 детей.
Мифтахетдин полюбил учебу и отучившись в медресе, поступил шакирдом (учеником) к знаменитому поэту Шамсетдину Заки.
Именно Заки смог взрастить в своем ученике настоящего поэта.
И кто бы не родился на земле,
Итог учителя - в его ученике - написал о своему учителе Мифтахетдин
В 25 лет Мифтахетдин отправился путешествовать по Башкирии и казахским степям. Среди казахов он быстро освоил близкородственный казахский язык и поражал кочевников талантом импровизатора, легко побеждая в состязаниях степных акынов и башкирских сказителей сэсэнов.
Казахи с большим уважением относились к Мифтахеддину, и его второе имя Акмолла (то есть белый, хороший мулла) было дано ему именно в казахских степях.
Но, в 1867 году Акмоллу арестовывают по доносу, за уклонение от службы в армии. Четыре года он проводит в Троицкой тюрьме, где неустанно создает свои поэтические творения.
За него, друзья внесли в залог огромные деньги - 1000 рублей. После освобождения он знакомится с муллой Зайнуллой Расулевым.
Жизнь поэта была трудна. Трагичен был конец его жизненного пути. В 1895 году, он погиб в результате разбойного нападения, недалеко от Миасского завода. Похоронен на мусульманском кладбище Миасса.
В народной памяти наиболее памятными остался его поэтический призыв:
Башкиры, всем нам нужно просвещенье!
Невежд немало, редкость — обученье.
Страшней медведя-шатуна незнанье —
Усилим, братья, к знанию влеченье!