Итак, на земле Башкортостана отполыхала гражданская война. Дым рассеялся и мы смогли рассмотреть открывшуюся картину.
Что же случилось с той башкирской литературой, которая возникла в Х1Х веке и успешно развивалась? Лучше всего это понять по судьбам литераторов.
Мухаметсалим Уметбаев (1841—1907), Мифтахетдин Акмулла (1831—1895), Мажит Гафури (1880—1934), Шайхзада Бабич (1890—1919), Габдулхай Иркабаев были мертвы, причем последних двоих зверски убили большевики.
САФУАН ЯКШИГУЛОВ (1871–1931) из-за преследования властей отошел от творческой деятельности.
ЗАКИР ХАДИ (1863–1932) уезжает в деревню Бимсала Рязанской губернии, где и работает учителем до конца своей жизни.
https://vatandash.ru/index.php?article=2120
Туйкин Фазыл Каримович (башк. Туйкин Әхмәтфазыл Әхмәткәрим улы, тат. Фазыл Әхмәткәрим улы Туйкин, 10 июня 1888 года, деревня Зай-Каратай Бугульминского уезда Самарской губернии, ныне Лениногорский район Республики Татарстан — 15 февраля 1938 года) — поэт, драматург, историк, собиратель фольклора. После революции уехал в Татарстан, в начале 1930-х годов был репрессирован, в 1938 году расстрелян.
Остальные литераторы родились уже в самом конце Х1Х века либо в начале ХХ века и вошли в литературу после гражданской войны.
Таким образом мы можем достоверно заявить, что большевики полностью уничтожили башкирскую литературу и ее носителей, учитывая запрет на публикацию произведений Акмуллы, Бабича и других дореволюционных писателей.
Из них в живых остался только Мажит Гафури. Почему же он выжил, почему его власть большевиков приласкала и обогрела? Единственный верный ответ- Гафури был агент большевиков с дореволюционным стажем, работал на них пропагандистом верой и правдой. И к башкирской литературе не принадлежал. То есть не был писателем.