Найти тему
Мария Поплавок

«Проблема «Отцов и детей» в романе Оноре де Бальзака «Отец Горио»».

Оте́ц Горио́» (фр. Le père Goriot) — роман французского писателя Оноре де Бальзака, впервые опубликованное в декабре 1834 — феврале 1835 года в журнале «Парижское обозрение» и впоследствии вошедшее в цикл «Человеческая комедия». В романе «Отец Горио» обнажаются противоречия социального порядка, основанного на власти денег, которая калечит человеческие души, разрушает семейные связи, убивает истинно человеческое в человеке, превращает общество в зоологическое царство больших и малых хищников.

Оноре де Бальзак (20 мая 1799г. - 18 августа 1850г.)
Оноре де Бальзак (20 мая 1799г. - 18 августа 1850г.)

Главное положение, которое выдвигает Бальзак, - это жизненная правда.

Из первых же строк вступления мы узнаём, что действие романа развивается в 1819 году. Обращение к современности и при этом точность датировки изображаемых событий – важная и характерная черная бальзаковского метода; это придаёт произведению своеобразную документальность, подтверждая то положение, что перед нами не выдумка, а жизненные факты, история нравов.
Писатель стремится быть точным подобно историку. И он с замечательной верностью деталей и обобщений передаёт историческую и бытовую атмосферу того времени.
С такой же точностью, как время. Определяется и место действия. Это не «нарядный Париж». А предместье, где обитает мелкий городской люд. Характер того пансиона, где живут герои повествования, определяется тут же во вступлении двумя скупыми строчками: «а если и поселялся там юноша, то это значило, что от своих родных он получал на жизнь очень скудно».

Как и во многих произведениях здесь фигурирует конфликт поколений. Раскрытие проблемы отцов и детей непосредственно связано с центральным образом романа – отцом Горио.

Это человек, который беззаветно любит своих дочерей. Он не просит ничего взамен. Единственное, что он хочет – это хоть изредка видеть своих дочерей. Для «Отца Горио» сохраняется тема родственных отношений, тема семьи.
Ядром романа является семейный конфликт между бывшим торговцем Горио и его дочерьми, которых он выдал замуж за графа де Ресто и банкира Нусингена.
«Горио сохраняет до конца своих дней бескорыстную привязанность к дочерям. Он не притесняет их, а, напротив, беспрестанно балует, отдаёт им почти всё состояние. Семья рушится помимо него, и причина этого протекает непосредственно из порядка, установившегося в том обществе, где критерием для оценки человека выдвигается его богатство».
После смерти жены он перенес всю свою любовь на дочерей. Ещё когда дочери были маленькими детьми, со смертью их матери чувство Горио «перешло разумные границы». Он исполнял все их прихоти, безмерно баловал своих любимиц, приучая их к роскоши, развивая в них таким путём тщеславие и страсть к наслаждениям.

Отец Горио.
Отец Горио.


«Воспитание обеих дочерей, само собой, разумеется, велось нелепо. Имея более шестидесяти тысяч франков дохода в год, Горио не тратил лично на себя и тысячи двухсот, но почитал за счастье исполнять все дочерние прихоти: наилучшим учителям вменялось в обязанность привить его дочкам все таланты, какие требовались хорошим воспитанием; при них состояла компаньонка, и, на их счастье, — женщина с умом и вкусом; они катались верхом, имели выезд, короче, жили, как прежде жили бы любовницы у старого богатого вельможи; чего бы им ни захотелось, хотя бы очень дорогого, отец спешил исполнить их желание и за свою щедрость просил в награду только ласки. Приравнивая своих дочек к ангелам, бедняга тем самым возносил их над собой; он любил даже то зло, которое от них терпел».
«Горио все свои чувства перенёс на дочерей, Дельфину и Анастази, и, когда они выходили замуж, отдал им в приданое почти всё своё состояние: Анастази стала графиней де Ресто; Дельфина, любившая деньги, вышла замуж за банкира Нусингена, купившего себе аристократический титул «барона».
Горио рассчитывал на ответную любовь дочерей. Он разделил своё состояние на дочерей, сам же продолжал работать. Однако, постепенно Горио осознал, что дочери и его мужья начали стесняться принимать его открыто в своём доме.
«В жизни старика Горио, жильца четвёртого этажа, таится жестокая трагедия: лишившись имущества ради дочерей, которые блистают в свете, он обрёк себя на нищенское существование в пансионе Воке и оказался покинутым, одиноким, беспомощным».
«В угоду дочерям, ставшим великосветскими дамами, он отказался от своего дела: закрыл мучную лавку. Когда дочери дали ему понять, что он лишний в их гостиных, что он шокирует их своей плебейской внешностью, старик Горио почти прекратил бывать в их домах и посещал их тайком с чёрного хода, как нищий. Постепенно он отдаёт им все свои последние сбережения – обеим вечно нужны деньги на наряды, на долги любовников, а состоянием их завладели мужья».
Дочерей шокирует низкое происхождение отца, его непрезентабельное предприятие, они настаивают на прекращении его дела.
Передав им все деньги, и оставив себе только ренту, папаша Горио поселяется в третьеразрядном пансионе мадам Воке, для того чтобы сэкономленные деньги вновь дарить детям, поскольку подсознательно понимает, что только дары и оплата их долгов вызывает приступы любви.
Он согласен на всё, лишь бы не разрушилась иллюзия. Его не принимают в дорогих особняках – он не протестует, а приходит тайком с чёрного хода. Человек патриархальных взглядов, он содержит любовников дочерей. Наконец одна из них добивается продажи и ренты, которая осталась у отца, а затем дочери оставляют его умирать в одиночестве.

-3


Как мы могли заметить, отец до безумия любит своих дочек. А как же относятся они к нему? Дочери Горио думают, прежде всего, о своём благосостоянии и о том, как бы в их личной жизни было всё успешно. Они вспоминают об отце только по необходимости. Таким образом, они абсолютно равнодушны к отцу. Анастази и Дельфина вспоминают о нём только тогда, когда нуждаются в деньгах.
«Отец Горио – воплощённое самопожертвование по отношению к своим дочерям, но его отцовское чувство встречает лишь ледяное равнодушие и чёрную неблагодарность».
«Дочери старика, развращённые богатством, привыкают видеть в отце некое безразличное для них лицо, лишь снабжающее их деньгами. Они забывают о нём как о человеке. И они вымогают у него всё новые и новые денежные суммы, не считают нужным даже навестить его, когда он лежит на смертном одре, и даже прийти на его похороны. Бальзак удаляется от бытового реализма уже тем, что показывает семью Горио не в гармонии, а в состоянии конфликта и даже распада».
«Дочери, несмотря на все жертвы, принесённые отцом, глубоко несчастны, а Горио, сделавшись бедняком, отказавшись от самого себя, растворившись в отцовском чувстве, не в силах помочь им».
Итак, отец страдает от недостатка внимания со стороны своих детей. Он несчастен. Дочери, в свою очередь, хотят быть счастливыми и богатыми. Тем не менее, они также несчастны, как и отец Горио.
Деньги растлевают и разрушают священные традиции многих поколений, семейные связи.

Проблема отцов и детей раскрывается и в истории семейства Тайфер.

Помимо безответной любви Горио к дочерям Бальзак показывает совершенно противоположное отношение отца к дочери. Это история банкира Тайфера и его дочери. Тайфер не желает признавать Викторину своей дочерью.

«Отец Викторины находил какой–то повод не признавать её своей дочерью, отказывался взять её к себе и не давал ей больше шестисот франков в год, а всё своё имущество он обратил в такие ценности, какие мог бы передать целиком сыну. Когда мать Викторины, приехав перед смертью к дальней своей родственнице вдове Кутюр, умерла от горя, г-жа Кутюр стала заботиться о сироте, как о родном ребенке».

Видно, что банкир с любовью относится к сыну и совсем не признаёт дочь. У него не хватает отцовской любви для того, чтобы одинаково любить обоих своих детей. Необходимо отметить, что брат Викторины также не испытывает родственных чувств к сестре. «Брат её, единственный возможный посредник между нею и отцом, за все четыре года ни разу не зашёл её проведать и не оказывал ей помощи ни в чём».

Викторина, в отличие от дочерей Горио, очень любит своего отца. «Религиозные чувства открывали какое–то будущее перед этой отвергнутой дочерью, которая любила отца и каждый год ходила к нему, пытаясь передать прошенье от своей матери, но ежегодно натыкалась в отцовском доме на неумолимо замкнутую дверь».

Она хочет наладить отношения со своими родственниками, но не хочет причинять боль другим людям. «Если бы моё благополучие досталось мне ценой чьей–нибудь

жизни, мне было бы тяжело им пользоваться, - сказала Викторина. – Раз для моего счастья необходимо, чтобы брат мой умер, я предпочту навсегда остаться здесь».

После того, как произошло убийство сына Тайфера, отец вызывает Викторину к себе. Прав был Вотрен в своих рассуждениях. Воссоединение отца и дочери возможно только через смерть сына.

В «Отце Горио» противопоставляется история отца и его неблагодарных дочерей с историей о жестоком отце и об отвергнутой и обездоленной им несчастной дочери. В данном противопоставлении мы видим распад семейных и родственных связей, умирание родительской любви.

-4

Итак, в романе представлены различные стороны отношений поколений.

В этом обществе выше семейных и родственных отношений ценится обогащение. Проблема «отцов и детей» никогда не найдет идеального решения. Идеальные отношения «отцов и детей» подразумевают понимание и внимание, как со стороны детей, так и со стороны родителей. Родители должны воспитывать своих детей, а не ориентироваться на материальные блага. Между родителями и детьми должны сохраняться отношения такие, в которых будут нуждаться и старшие, и младшие. Первостепенное значение здесь имеет воспитание детей.

Данная статья отлично подойдет для тех, кто хотел ознакомится с произведением. А так же для школьников 9-11 класса при написании сочинений по направлению "отцы и дети".