«Что может быть проще танцевальной музыки?!» - скажут одни. «Сделать хорошую качёвую танцевальную музыку не так-то просто!» - скажут другие. «В этой трескотне и долбёжке в общем-то никакой музыки и нет!» - утвердят первые. «Тогда давайте подумаем, а есть ли музыка в этом вашем роке» - усомниться вторые. Истина, естественно, где-то посередине. Достаточно вспомнить великого и ужасного мастера брейк-битов Нормана Кука aka Fat Boy Slim. Зачем? А затем: задолго до того, как стать знаковой фигурой рейв-культуры он таки был участником парочки рок-коллективов. И всё же Норман один, а мы про пары. Поэтому здесь добавляются свои казусы – электронную музыку может делать и один программист. Зачем двое?! Так есть же электронные коллективы, и состоящие из троих, а то и более участников. Но двое для этого жанра – это мистическая составляющая. Дуэты здесь особенно хороши. Может быть потому, что почти все они начинали с рока разной степени жёсткости?! А может оно от того, что это такой вот современный танцевальный рок?! Однако давайте обо всё по порядку:
Underworld
Ещё в конце 70-ых Карл Хайд и Рик Смит учились в одном университете, работали в одной забегаловке, но играли в очень разных группах. Карл пытался совместить в один электро-роковый флакон прогрессии ELP и минимализм KraftWerk. Рик же был увлечён софт-роком и фанком. Тем не менее, что-то их свело воедино, и они умудрились пройти сквозь все дрязги шоу-бизнеса сменив две группы разной степени розовости и выстрелив только уже как полноценный электронный дуэт на заре рейв революции. Синтезируя массу разнообразных жанров в один, они по сей день остаются одними из лидеров танцевальной электроники. И секрет их успеха во многом предопределяет та самая изюминка старой доброй роковой мелодики и грува.
Orbital
В данном случае «братья» - не обозначение хороших друзей. Это реально дуэт, состоящий из двух братьев. Фил и Пол Хартнолл родились в жуткой английской глухомани. С детства ребятки любили предаваться различным коллективным развлечениям: гулять по автостраде, курить разное, слушать панк-рок, играть музыку на всех подручных инструментах и не очень. И вот как-то неожиданно в свои 20 и 18 лет парни рванули в рамках всё той же кислотной революции – вышли на свою орбиту, с которой они больше не сходили. Ко дню сегодняшнему ими сделано уже очень много разной электронной музыки, не всегда танцевальной, а порой и совсем никак не подходящей для этого дела. Они благополучно пережили два однозначных и бесповоротных распада, трижды собирались заново … в общем работают и живут, как и положено братьям.
The Chemical Brothers
Удивительный факт – самой первой официальной наградой этих братьев, но уже не родных (хотя и родненьких), стал Грэмми 1998 года за лучший рок-инструментал. Вот такая вот оказия, но в целом она и справедлива – слушая этот как бы биг-бит не всегда понимаешь, где ж здесь у них живые инструменты, а где семплы и синтезаторы. А в целом же это всё великолепно и главное практически всегда уместно. Что для танцев, что для сейшенов, а порой даже и для слэма можно темку найти. И что характерно, всё это забойное безобразие очень хорошо слушается просто так – порой такие шедевры аранжировки встречаются, что так и тянет отнести этих братишек к категории «прогрессив-рок».
The Crystal Method
Вот ещё одни родоначальники биг-бита, только уже американского розлива. Оба участника родились в Неваде, но сошлись и рванули в Калифорнии, а это место обладает той ещё силой музыкального размаха. Как по мне, так более психоделичного, рокового, тяжёлого (в смысле звучания) и атмосферного биг-бита я не слышал. Кроме всего прочего эти парни походу рекордсмены в части использования их музыки в кинематографе. Если смотреть не по количеству специально написанных саундтреков, а по участию их треков в разных фильмах – это уж точно.
Basement Jaxx
В узком смысле эти двое всегда делали и делают хаус-музыку, а она, как известно исключительно танцевальная. Но это всё исключительно в узком смысле. В широком смысле жанровое разнообразие произведений этих безумных двух невероятно широко. Хотя, конечно, здесь есть определённая хитрость – масса приглашённых соучастников. Что по идее должно бы было вывести их выборки дуэтов, но нет, не выведет, ибо весь этот диско-фанковый хаос угар делают исключительно два солидных и суровых британца … с хорошим чувством юмора и прекрасным музыкальным вкусом, кстати говоря.
Groove Armada
Однако, если о сотрудничестве, то это точно сюда. Что не трек, то новый исполнитель на вокале. Стилистически вокалисты бывали и есть разные, от того и жанровые рамки Армады размыты до нельзя. С другой стороны, всё нормально – ставь один альбом Энди и Тома и будет нормальный такой дискач с забойными шлягерами и чёткими медляками. И вот чего им, конечно же, не занимать, так это того самого рокового грува. Качают они прям что надо, даже в медляках.
Infected Mushroom
Теперь это уже, конечно, уже не дуэт, а целый квинтет. Но не упомянуть этих начинателей психоделик-транса, логично переросшего в дабстэп и глитч, я просто не могу. Опять-таки, Израиль – там всё хитро, а стало быть, если лидеров двое, то и группа есть дуэт, даже если там народу поболе. Ну и играет этот самый народ в группе преимущественно на концертах, играет надо сказать так же хитро. Хитро у них всё и со стилистической составляющей: общий образ коллектива находиться где-то в сказочном мире гномов, живых грибов, милых зомби-кидов, для усмирения которых звучит весь этот компелят из транса, нью-металла, арабско-израильского нугама, даба, дабстэпа и симфонической музыки. Но что самое поразительное, так то, что это всё не только удивительно музыкально, но и однозначно танцевально.
Justice
Эти два симпатичных француза, выглядящие скорее, как фанаты Motorhead, а не как лидеры современного хаос-движения, шли к славе как-то странно. То они хотели делать лёгкую популярную музыку, а в итоге выдали тяжёлые ремиксы; хотели стать полноценной группой, а работали диджеями на трансах-вечеринах и рейвах; делали сложные концептуальные альбомы, которые становились популярны благодаря тому, что никто на эту самую концепцию внимания не обращал. В целом и впрямь как-то очень похоже на Motorhead, только нового разлива. Опять-таки наличие в этому дуэте барабанщика и басиста на заглавных ролях не только роднит, но и в определённом обязывает.
У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.