Найти тему
HM

Как Россия создала азербайджанцев

Конечно, по щелчку пальцев создать целый народ невозможно. Это длительный процесс, который сопровождается социокультурными изменениями. Однако политические решения властей могут либо ускорить, либо замедлять процессы формирования или исчезновения народов. В случаи с азербайджанцами решения русских императоров и советских генсеков привели к успешному формированию целостного народа.

"Отец народов" И. В. Сталин
"Отец народов" И. В. Сталин

Хотя первые тюркские племена переселились в Закавказье на ПМЖ еще в XI веке, но современные азербайджанцы являются в основном потомками переселенцев XV-XVI и последующих веков. Процесс заселения Южного Кавказа тюркоязычными шиитскими племенами особо активизировался после Великого сургуна (депортация в основном армян и части грузин шахом Аббас I Великим вглубь Персии) в начале XVII века. В результате практически на два столетия восточное и южное Закавказье и северо-запад современного Ирана оказались заселены тюркоязычными племенами.

Ситуация стала меняться в обратную сторону, когда в первой трети XIX века Россия окончательно присоединила к себе Закавказье. В результате русско-персидских договоренностей в регион стали возвращаться армяне и переселяться тюркоязычные племена из Азербайджана (того настоящего исторического, что в Иране), которые имели пророссийские взгляды.

Доминирующее положение тюркоязычных племен прекратилось не только в этнокультурном плане, но и экономическом и политическом. Находящиеся ранее в подавляемом положении армяне, освободившись от персидского господства, получили культурно-религиозную, экономическую свободы. Такими же свободами обладали грузины с тюркоязычными племенами и русскими и немецкими поселенцами. Однако предки азербайджанцев при равных условиях не выдерживали конкуренции с армянами, грузинами, русскими и немцами - народами, обладающими "культом" получения образования. Таким образом, находясь в окружении более успешных христианских народов, у тюркоязычных шиитских племен формируется чувство единения, основой которого становится конфессиональная общность.

В своей книге "Азербайджанское национальное движение 1917-1918 гг." на странице 31 азербайджанский ученый Айдын Балаев приводит слова Узеира Гаджибекова (выдающийся кавказско-татарский и советско-азербайджанский композитор, публицист, драматург, общественный деятель), который в одной из своих статей так описывал подобную ситуацию:

Если одного из нас спросишь:
- Кто ты?
- Я мусульманин, - последует ответ.
- К какой нации ты принадлежишь?
- К мусульманской нации.
- Какую религию исповедуешь?
- Мусульманскую.
- На каком языке говоришь?
- На мусульманском языке

В этнографических публикациях XIX века тюркоязычные шиитские племена Закавказья упоминаются под названиями либо "татары", либо "кавказские татары", либо "адербайджанские татары".

Ранее ни подобной, ни какой-либо иной общности у данных племен не наблюдалось. Более того, в XVIII веке на северо-западе Персии, включавшей тогда территории современной Азербайджанской Республики, Республики Арцах и Республики Армения, существовали различные ханства с подавляющим тюркоязычным населением, которые воевали даже друг с другом.

Император Николай I, в первые годы которого было завершено присоединение Закавказья
Император Николай I, в первые годы которого было завершено присоединение Закавказья

У тюркоязычных шиитских племен северо-запада современного Ирана, которые в прошлом составляли единый лингвокультурный массив с предками современных азербайджанцев, до сих пор не сложилось единой общности даже между собой. Причиной тому является отсутствие в Иране политики по объединению и созданию единого этноса из этих племен. Разделение этого массива на иранскую и закавказскую составляющую, несмотря на все попытки отрицания, является неоспоримый и, скорее всего, бесповоротный фактом. Примерами аналогичного разделения являются румыны и молдаване, болгары и македонцы (славянские) и др.

Близкое лингвокультурное родство русских и персидских тюркоязычных шиитских племен и сильнейшее культурно-религиозное влияние Персии вынудило власти Российской Империи в целях отрыва от Ирана распространять среди своей части данных племен тюркистские идеи. В результате, после развала России, власти новоявленной Азербайджанской Демократической Республики заявили в качестве своих предков средневековых тюркских завоевателей из Средней Азии.

К слову, в Иране немалая (в основном городская) часть тюркоязычных жителей северо-запада страны связывает себя с ираноязычными мидянами, которые просто перешли на тюркский язык.

Но активное конструирование нового этнического самосознания у тюркоязычного населения Закавказья началось советской властью. Вот что пишет по этому поводу главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Виктор Шнирельман:

…в СССР в период борьбы за интернационализм и дружбу народов на рубеже 1920–1930-х гг. выковывалась версия, согласно которой азербайджанцы и армяне имели общие кавказские корни и исключительно местных предков. Затем в конце 1930-х гг. была выдвинута версия, по которой азербайджанцы якобы происходили от мидян. Сперва это было призвано обнаружить у них индоевропейские корни и сделать их родственниками армян. В 1940-х гг. эта концепция получила новое наполнение и должна была легитимировать советские претензии на земли Иранского Азербайджана. В последние советские десятилетия официальная версия этногенеза связывала предков азербайджанцев с Кавказской Албанией, что должно было сделать азербайджанцев подлинно коренным автохтонным народом и закрепить их права на Нагорный Карабах…

Как отмечает Шнирельман "азербайджанцы в течение XX века пять раз сменили образ своих предков".

Одним из элементов этого процесса было придумывание этнонима "азербайджанцы", которым с 1936 года начали называть шиитов Азербайджанской ССР. А это не только тюркоязычные племена, но и ираноязычные талыши, таты, курды. Под ассимиляцию попали и дагестаноязычные суннитские народы (аварцы, лезгины и другие, более малочисленные этносы) АзССР. Азербайджанцев как таковых до 1936 г. не было, а вместо этого народа существовали отдельные родоплеменные группы с собственными самоназваниями (падары, айрумы, каджары, кенгерли и др.)

Подтверждают ассимиляционную политику в Азербайджане и данные советских переписей. Так по переписи 1959 года в АзССР проживало 85 талыша, а уже через 30 лет перепись 1989 года насчитывала 21169 талышей.

Как известно азербайджанцы являются не единственным проектом большевиков по нациостроительству, но единственным на Кавказе.

ЖМИТЕ👍 ДЕЛИТЕСЬ В СОЦСЕТЯХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ