Глава 1.69.
Наша колонна, словно табор цыган с детьми, женщинами, вещами и втиснувшимися в неё гражданскими машинами, а также вперемешку с военными и оружием, медленно и неповоротливо шла по дорогам Грузии.
Я видел, как на нас смотрел местные мужчины, одетые кто во что горазд, например военная форма на половину со спортивной, и каждый из них был вооружён автоматом, пулемётом или гранатомётом. Они выкрикивали разный мат в адрес военных и гражданских, демонстративными действиями показывали угрозы. На некоторых участках дороги были самодельные блок-посты из машин и разного забора, где они выставляли на показ всю свою мерзость и ненависть к нашей армии, русским! Я хорошо запомнил это, когда по дороге читал вывешенные плакаты:
"Русские, не уезжайте, нам нужны рабы и проститутки! Русские - свиньи, вы все тут умрёте! Русским - смерть!"
Я не понимал, что случилось с людьми и чем мы, Русские, провинились? Я искренне не понимал, за что нас ненавидят, мы же никому ничего не сделали!
Мне, как ребёнку, было сложно понять правду, и искать её в молчаливых лицах солдат, офицеров. На тот момент в моей голове, в моей душе, были события реального времени. Мы уходили из Грузии!
Вначале наша колонна заехала на военный аэродром и часть людей, в основном это женщины и дети, члены семей военных лётчиков и некоторые машины остались там, дожидаться бортов. Мы же, колонной, ожидали, когда они загрузятся и улетят.
Я хорошо помню этот момент, когда взлетал большой военный самолёт и отец сказал:
-Лишь бы долетели!
Я, на удачу, помахал им рукой и через полчаса, мы двинулись дальше. В дороге был дождь и мы направлялись в сторону Рокского туннеля.
Рядом со мной в БТРе, был старший лейтенант, он сказал:
- Главное проехать дорогу жизни, а там и до дома недалеко!
Я переспросил его:
- Что значит дорога жизни?
Он:
- Отсюда можно уехать только через Рокский туннель!
Блок-посты по дороге стали всё сильнее и массивнее, на них были бетонные блоки, стояли БМП, я видел танки и большое количество людей, словно на улице всем прохожим раздали оружие и пригласили на блок-посты.
Нашу колонну старались остановить, выставляли шлагбаумы, угрожали, в нас целились из различного оружия, включая бронированную технику. Но первая машина в колонне - БМП, не останавливалась и просто сносила все препятствия. За БМП (боевой машиной пехоты), ехал на своей копейке отец с мамой и радиостанций, а за ними на БТРе, ехал я.
Я часто слышал голос отца по радиостанции, и как он отдавал команды:
- Не останавливаемся, едем! Быть внимательными, смотреть по сторонам! Пушку разверни на пост, держать их на прицеле!
Проехав равнины и поля нас тоже встретили вооружённые люди на блок-постах. Они целились в нас, занимали оборону и что-то кричали, затем на дорогу выехал танк и наша колонна остановилась в ста метрах от него!
Мой отец и ещё пара военных, вышли из машины и пошли им на встречу.
Я внимательно наблюдал за этой сценой, что там происходит, и было чувство, что нас зажали в капкан с двух сторон. Спереди блок-пост и позади тоже.
Через 10 минут отец с военными пошли обратно к нашей колонне. Они молча сели в машины и мы тронулись. Старший лейтенант тогда сказал:
- Значит пропустят!
Я спросил:
- Кто пропустит?
Он:
- Этот район Осетии, тут идёт гражданская война уже второй год! Грузины воюют с Осетинами.
Я спросил:
- А из-за чего война началась?
Он:
- Осетины захотели быть суверенной республикой в составе СССР, а Грузинам и Гамсахурдиа лично, это было не нужно! Вот и началась война!
Когда мы проезжали блок-пост Осетии, то на нас смотрели по-другому. Я заметил, что не было ненависти в глазах людей к нашей армии и к Русским. Я не видел ни одного плаката про Русских!
И где-то в душе мне от этих мыслей стало теплее! Мы ехали через город Цхинвал, где я не видел ни одного флага Грузии. Был уже вечер и мы чего-то ждали. Еды не было, никто ничего не готовил, да и негде было. Наша колонна растянулась по улице, а БТР стоял рядом с обычным домом. Самый простой дом, из камней и глины, с зелёными окнами и воротами. Из окна дома на меня смотрела старенькая бабушка с очень печальными глазами и белыми от седины волосами. Я увидел её, улыбнулся и помахал рукой. Мне хотелось проявить вежливость и понять, как реагируют тут на меня люди, я же Русский! Словно своеобразный пароль "Свой - чужой!".
Бабушка посмотрела, улыбнулась в ответ и отошла от окна.
Я сидел на броне БТРа и Наша колонна чего-то ждала! Через минут сорок, у калитки дома появилась та самая бабушка, которую я видел. Она вышла к нам и в руках у неё были только что приготовленные пироги. Она позвала меня, когда я подошёл, положила мне в руки три пирога, они были ещё горячие и очень ароматно пахли.
Я смотрел на её и не смог сдержать эмоции, из моих глаз полились слезы!
Я смущался своих слёз, я не знал почему я начал плакать. Мне было не ловко от этого и стыдно!
Она же погладила меня по голове и сказала тихо:
- Не плачь, всё изменится! Ты вернёшься сюда и всё расставишь на места!
Я в состоянии своих эмоций не понимал её. Поблагодарил за пироги, спросил:
- Чем могу Вам помочь, пока мы стоим?
Она улыбнулась и сказала:
- Поможешь, но не мне и не сейчас! Беги, угости всех и хранят тебя боги! (Дальше, что-то было на Осетинском, но я его не понимал).
Продолжение следует...
Для полного понимания событий того времени советую ознакомиться с данными ссылками:
1.Минобороны РФ выложило в сеть документы о грузино-осетинском конфликте:
https://www.google.com/amp/s/m.gazeta.ru/amp/army/2017/07/14/10786640.shtml
2.Кровавое лето 1992 года. Официальный сайт «Республика Южная Осетия»:
https://south-ossetia.info/krovavoe-leto-1992-goda/
#грузия #россия #осетия #военные #армия #война #офицеры #солдаты #оружие #танки