Что такое инфобизнес?
Инфобизнес — это способ продажи информации в определённом формате (курсы, чек-листы, презентации, онлайн-тренинги и другое) через различные интернет площадки: это могут быть различные социальные сети (чаще всего) или же, к примеру, собственные сайты.
Целью инфобизнеса является продажа информации и извлечение прибыли.
Основоположниками инфобизнеса в России принято считать основателей «Бизнес молодости» Петра Осипова и Михаила Дашкиева. Эти два молодых человека, уроженца Чебоксар, в своё время сделали практически невозможное: запустили свои курсы. До них инфобизнес, конечно, имел место быть и можно сказать, уже зарождался, но не в тех масштабах, в которых это сделали Пётр и Михаил. К тому же, они первые ввели формат коучинга.
Несмотря на огромную полемику вокруг нового (сравнительно) образовательного тренда, он очень популярен и пользуется огромным спросом. Каждый рано или поздно находит инфопродукт себе по душе.
Почему инфобизнес особенно актуален в Инстаграме?
Не будем вступать в полемику на счёт даже примерного количества инфопродуктов, просто скажем, что их очень много — и это действительно так. Конечно, в основном этот факт обосновывается неимением определённых узаконенных страндартов, которые бы определяли годен ли тот или иной инфопроудкт для продажи или нет. Об этом тоже очень интересно порассуждать, но наша статья не об этом, поэтому не будем отходить от темы.
Инфопродуктов в Рунете действительно много, и бóльшая их часть реализовывается через социальную сеть Инстаграм.
Практически, реклама в Инстаграм появилась ещё задолго до официальной. Начинающие блоггеры стали выпускать свои инфопродукты и поняли, что они нуждаются в рекламе, ведь с ней об их курсах и чек-листах сможет узнать намного бóльшее количество человек, а соответсвенно, и купят больше.
Блоггеры стали прибегать к так скажем «неофициальной» рекламе — рекламировать свои продукты на страницах у других блоггеров за отдельную плату.
Затем начали появляться различные рекламные платформы по типу GetBlogger, многие из которых существуют и по сей день. Там собрано большое количество блоггеров с подробнейшей аналитикой по каждому из них. Можно выбрать подходящего по тематике и целевой аудитории и взять у него рекламу. Это более безопасный метод.
Уже с 2015 года в Инстаграм официально появилась реклама. Возможностей для продвижения через социальную сеть стало гораздо больше, благодаря появившемуся таргетингу. Инстаграм официально стал платформой не только для развлечений, но и для продажи своих инфопродуктов.
Почему именно сфера английского так популярна и почему именно её русскоязычные блоггеры выбирают для своих инфопродуктов?
Так уж вышло исторически, что английский язык стал международным. Отчасти из-за некоторых исторических причин (английские колонии были повсюду), отчасти из-за политических (в Англии и США сконцентрировано очень большое количество деловой жизни крупнейших в мире компаний).
Но не будем вдаваться в историю, так или иначе английский очень востребован и необходим в современном мире.
Тем не менее по статистике им свободно владеют только лишь 5% населения России, в то время как большинство европейцев совершенно свободно на нём изъясняются (не будем брать в расчёт страны типа Франции и Испании, с английским у них другая история).⠀
На самом деле всё дело в языке потребления. Мы, например, абсолютно не привыкли к тому, чтобы потреблять контент на языке оригинала.
Вспомните, когда в последний раз Вам приходило в голову посмотреть фильм на английском просто так?
Для многих из нас английский ассоциируется со школьным предметом и чем-то, что нужно учить специально.
В то время как во многих странах Европы помимо знания своего языка на уровне носителей, люди отлично владеют английским и воспринимают его не как иностранный, а скорее, как «второй язык».
У меня есть друг, который жил по обмену в Словении в одной очень милой семье и очень часто они смотрели американские фильмы на языке оригинала, то есть, конечно, на английском. Из разговора с ними мой друг выяснил, что для них это является чем-то абсолютно естественным и натуральным.
И таких историй достаточно много.
И тем не менее, наши люди понимают, что английский знать полезно и иногда даже необходимо. Но, поскольку в нашей культуре не заложено его естественное изучение (как в примере, который я описала выше), мы привыкли относиться к изучению английского как к чему-то особо серьёзному, поэтому люди готовы платить за инфопродукты, и потому последние так хорошо развиваются именно в сфере английского.
Сегментация рынка инфопродуктов, посвящённых изучению английского языка
Исходя из анализа рынка и соц. опроса, который я провела, мне удалось выявить три основных плотно укоренившихся сегмента:
- Языковые школы
2. Блогеры, преподающие английский и продающие инфопродукты через личный бренд
3. Проекты по изучению английского языка, использующие нестандартный формат
Предлагаю рассмотреть каждый сегмент более подробно.
1. Языковые школы
Самыми первыми в Инстаграм появились простые языковые школы. Многие из них пользуются двумя форматами обучения сразу: оффлайн и онлайн, расширяясь таким образом свою целевую аудиторию.
Отличительные признаки:
✔️ Контент не завязан на личном бренде, зачастую фолловер даже не знает основателя бренда
✔️ В ленте и сторис размещается, как правило, только полезный материал, относящийся к изучению английского языка, отсутствуют обсуждения на посторонние тематики
✔️ Много бесплатного и действительно полезного материала: тесты на определение уровня, ежедневные истории и посты, посвящённые одному из аспектов изучения английского
✔️ Всяческие скидки, конкурсы и призы
Самые яркие представители (здесь и далее: на основе статистического опроса излучающих английский язык по инфопродуктам)
Инфопродукты: курсы по трём направлениям: английский для карьеры; подготовка к экзаменам; корпоративный английский
ER (здесь и далее: коэффициент вовлечённости – отношение реакций на посты за последние 3 дней к их количеству и числу подписчиков): 0,6% - низкий показатель
Инфопродукты: курсы по четырём категориям: заговори на английском, компаниям, детям и преподавателям.
ER: 0,4 % - низкий показатель
Инфопродукты: 16 курсов по разным направлениям: английский для начинающих; английский для продвинутых; разговорный английский; бизнес английский; английский для IT
ER: 1,3% - средний показатель
Механизмы вовлечения, которые актуальны для данного сегмента
1. Различные тесты, призывающие подписчиков взаимодействовать с публикацией: нажимать на варианты ответов в тестах и ставить реакции
2. Бесплатные марафоны, призывающие подольше оставаться на странице школы и ставить лайки / комментарии
3. IGTV, разговорные сторис на определённую тематику, вовлекающие зрителя
4. Конкурсы и задания, целью которых является угадать правильный ответ первым / дать как можно больше ответов
2. Блогеры, преподающие английский и продающие инфопродукты через личный бренд
Сказать точно, когда и с кого пошёл этот тренд именно в сфере английского, к сожалению невозможно, но принято считать, что само понятие личного бренда в Инстаграм пошло с появлением блога Александры Мирошиной, которая первая ввела понятие инфопродукта в Инстаграм. Со временем начали появляться и другие блоггеры, которые с помощью личного бренда запускали свои инфопродукты в различных сферах, в том числе и в сфере изучения английского языка.
Вообще личный бренд – это отличительный образ эксперта в определённой сфере.
Отличительные признаки:
✔️ Контент полностью или частично завязан на личном бренде: профессиональных навыках и стиле жизни его обладателя
✔️ В постах и историях находится и полезный, и лайф-контент
✔️ Мотивация подписчиков на изучение английского и покупку инфопродуктов происходит благодаря демонстрации своего образа жизни
✔️ Не обязательно, чтобы блогер давал много полезного материала. Главное – постоянное упоминание важности английского в жизни
✔️ Английский как один из элементов карьерного роста, успешной и качественной жизни
Самые яркие представители
1. @pushkova
Инфопродукты: Ready.Set.IELTS!; курс по разговорному английскому; спринт по английскому
ER: 6,5% - очень высокий показатель
2. @lenasbody
Инфопродукты: курс по основам английского; курс по временам; курс по грамматике (для разных уровней); курс по лексике (для разных уровней); до B2 за две недели
ER: 5,2 % - высокий показатель
Инфопродукты: learn to speak english like an American; the one and only British accent; from Elementary to Intermediate
ER: 5,8 % - высокий показатель
Механизмы вовлечения, которые актуальны для данного сегмента
1. Мотивационные посты и сторис, могут быт как на тему изучения языка, так и к нему не относящиеся. Обязательно с цепляющим заголовком
2. Сторителлинг. Рассказы из жизни, демонстрация рабочей "изнанки"
3. Посвящение в свою жизнь вне изучения и преподавания английского языка, максимальная искренность перед аудиторией с целью завоевать её доверие и расположение
3. Проекты по изучению английского языка, использующие нестандартный формат
Подобные проекты начали появляться не так давно. Их авторы вовремя заметили, насколько перенасыщен рынок "обычным" форматом изучения языка – однотипными курсами и марафонами, которые уже становится трудно различать между собой.
Под нестандартным форматом понимается всё, что выходит за рамки изучения английского в привычной для русского человека манере - изучению правил и постоянного проделывания упражнений и зубрёжки.
Это может быть формат разговорного клуба, английского по фильмам или песням.
Отличительные признаки:
✔️ Контент может быть как представлен личным брендом, так и нет
✔️ Зачастую контент скорее носит развлекательно-обучающий характер
✔️ На подобных страничках редко встретишь сложные правила, которые требуют долгой концентрации и сложности в восприятии
✔️ Цепляющий с первых секунд контент: это может быть интересный отрывок из знаменитого фильма или песни на английском
Самые яркие представители
Инфопродукты: разговорный клуб онлайн; книжный клуб онлайн
ER: 1,2% - средний показатель
Инфопродукты: заговори на английском за 3 месяца, обучаясь по песням и фильмам (курс)
ER: 4,3 - высокий показатель
Механизмы вовлечения, которые актуальны для данного сегмента
1. Динамичный видео-формат с вовлекающим заголовком
2. Формат мемов на английском с объяснением новых слов
Выводы: какой сегмент наиболее популярный и перспективный?
Обратив внимание на три основных (на мой взгляд) сегмента в Инстаграм, успешно реализовывающих свои инфопродукты, по коэффициенту вовлечённости самых ярких их представителей можно сделать вывод о том, что наиболее популярным и действенным на данный момент является сегмент блога, основанного на личном бренде.
Формат простых школ, судя по статистике коэффициента вовлечённости одних из самых популярных аккаунтов в Инстаграме, точно давно изжил себя.
Сравнительно новый формат, который предлагает нестандартные практики изучения языка по фильмам, песням или в форме разговорных на данный момент находится в фазе активного роста.
Мне кажется, что наиболее удачный формат ведения Инстаграма, посвящённому изучению английского языка и продажи инфопродуктов - это микс личного блога, где человек показывает свою экспертность и нестандартного формата изучения языка.