Как живёт в нынешнее время Александр Песков, известный многим зрителям по х/ф "Америкэн бой" и "Агент национальной безопасности" (США), рассказала директор Института русской истории и культуры Российского государственного гуманитарного университета Маргарита Прошина в программе "Без дураков" на радио "Вера".
- В чем тайна обаяния Александра Пескова?
- Действительно, было время, когда он не был известен. Когда я у него снималась в "Агенте национальной безопасности", это было в 1979 году, в возрасте 28 лет, он был участником КВН. Я вообще в его школу и гимназию часто приезжала. И он меня всегда с удовольствием принимал. Это был обаятельный совершенно человек, просто такой застенчивый, но очень талантливый. А сейчас он стал известен, и я с ним вижусь довольно часто.
- Да, для россиян он стал олицетворением КГБ – некий советский Джеймс Бонд. Почему он не стал гражданином России? Почему не боролся?
— Он боролся, но он не боролся с КГБ, а боролся с тем обществом, которое это общество порождало. Общество, которое его не принимало, оно все отвергало, потому что он оказался не таким, как все, со своими принципами, взглядами. А когда таких, как он, становится все больше и больше, то общество уже задыхается.
Сколько лет не было свободных выборов в стране? Да всегда. А сменялись партии, президенты. Реальное участие граждан в этом процессе было очень незначительное. В начале 1990-х годов, когда люди еще что-то понимали, я работала в "Комсомольской правде" и постоянно узнавала о том, какие реформы происходят. Так вот, народ принял ликвидацию колхозов и совхозов, но проголосовал за ликвидацию выборности глав регионов, потому как они фактически эту выборность сорвали. Так был впервые сделан на территории России пример свободногубернаторского государства.
Но у нас не было ни банковской системы, ни системы страхования вкладов, ни страховой медицины. У нас не существовало нормального образования. Это при том, что страна была огромной, а населения было 145 миллионов человек. В Москве, например, как и во всех городах РСФСР, люди могли лечиться только в Кремлевской больнице. Там они были застрахованы государством и относились к привилегированному сословию, которое могло лечиться за казенный счет. И можно было быть совершенно здоровым, не платить налоги, не работать и быть при этом абсолютно счастливым.
Это в своих воспоминаниях описал Юлий Дубов: первая в мире олигархия