Найти в Дзене
Библио-лаборатория

Между свободой и Империей: "Люди ветра" Пола Андерсона

Пол Андерсон — патриарх научной фантастики, создавший целую «историю будущего», которую можно условно разделить на два основных периода: Политехнической Лиги (цикл о Никласе ван Рийне и Дэвиде Фалкейне) и Империи (цикл о Доминике Фландри).

Роман «Люди ветра» (или в другом варианте перевода «Дети ветра») играет очень важную роль, как своего рода «переходное звено» от одного этапа созданной Андерсоном вселенной к другому. История планеты, где сосуществуют две расы: люди, потомки колонистов Дэвида Фалкейна, и ифриане — разумные крылатые существа. История обороны маленького государства (если выйти за рамки конкретного сюжета) против агрессии огромной могучей империи. И еще — история о взаимопроникновении культур, о том, что они могут сосуществовать, постепенно сливаясь в единое целое, невзирая на все различия, включая даже биологические.

Вообще, строго говоря, сюжет «Людей ветра» - это один из самых древних сюжетов в мировой литературе, восходящий еще к Троянской войне и, в каком-то смысле, к исходу евреев из Египта. Борьба маленького гордого народа против безнадежно превосходящей силы всегда привлекала писателей и подарила нам немало шедевров и просто хороших произведений — наверное, потому, что сюжет этот постоянно пополнялся новыми реальными случаями из нашей суровой истории. Вот вроде бы и Андерсон при написании «Людей ветра» вдохновлялся эпизодом из франко-прусской войны, героическим сопротивлением небольшого французского города Бельфора. Но с тем же успехом это могла быть и любая другая героическая оборона: Троя, Ла-Рошель, Мальта, Брестская крепость, наконец. Как писал Борхес, «историй всего четыре»…

-2

Вообще роман получился одновременно и интересный, и спорный. Андерсон огромное внимание уделил в нем, так сказать, прикладной планетологии: в книге множество подробностей географии и экологии Авалона, планеты-героя, как и социальному устройству общества живущих почти в симбиозе ифриан и землян. Судя по комментариям и отзывом, эта дотошность сбила с толку многих читателей, удивленных и разочарованных тем, что характеры персонажей, землян и ифриан, прописаны очень поверхностно, на грани «картонности». Мне представляется, что Андерсон поступил так не без умысла, чтобы не отвлекать внимание от настоящих главных персонажей — Империи и Авалона. Да, я полагаю, что подлинный главный герой романа — это весь Авалон целиком, а его протагонист - Империя. Отдельные персонажи — Табита Фалкейн, Кристофер Холм, адмирал Кайал, губернатор Саракоглу — это всего лишь персонификации основных главных сил, проводники их замыслов, архетипические представители, если угодно.

Многие критики усматривают в противостоянии Авалона и Империи аллюзию на Вьетнамскую войну, и она, безусловно, повлияла на Андерсона в процессе работы над книгой, просто не могла не повлиять. С другой стороны, Пол Андерсон, оставивший огромное литературное наследие, и работавший в множестве жанров, кроме научной фантастики — от фэнтези и детективов до детской и научно-популярной литературы (а ведь по образованию Андерсон был физиком), всегда держался в стороне от политики, в крайне случае очень завуалированно намекая на свои взгляды в научно-фантастических книгах. Поэтому, думаю, ставить на «Людях ветра» клеймо политического памфлета будет слишком большим преувеличением.

Некоторые наши обложки прошлых лет, это, конечно, да... Точнее, мдяяя
Некоторые наши обложки прошлых лет, это, конечно, да... Точнее, мдяяя

Наверное, если бы Херберт не написал «Дюну», то роман Андерсона мог бы претендовать на звание «Войны и мира» научной фантастики, а если бы не «Бесконечная война» Холдемана, то можно было бы потягаться и за титул «Прощай, оружие» от НФ, но не сложилось… Но так ли это уж важно? Важно, что у нас есть отличная книга из прекрасного цикла, читать которую — одно удовольствие!

Читайте также на канале:

Книга о Великой осаде Мальты османскими войсками - "Меч и ятаган"