Любопытно, что так своевременно появившееся заявление Байдена о зверствах против османских армян в Первой мировой войне ставит американо-турецкие отношения на новый минимум. В минувшие выходные президент Джо Байден стал первым лидером США в истории, признавшим, что гибель около 1,5 миллионов османских армян в эпоху Первой мировой войны является геноцидом. При этом он закончил десятилетнее «хеджирование» США на этом спорном вопрос и поставил точку, удовлетворяющую многих в армянской диаспоре и в самой кавказской стране.
Однако признание Байдена также привело к новому минимуму в американо-турецких отношениях. «Мы полностью отвергаем это заявление», – сказал министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу после заявления Байдена, добавив: – «Политический оппортунизм – это величайшее предательство мира и справедливости». Посол США в Анкаре был должным образом вызван для подачи официальной жалобы, в то время как турецкие оппозиционные партии также присоединились к осуждению действия Байдена. «Это заявление нанесет непоправимые раны и отрицательно скажется на отношениях между США и Турцией», – говорится в заявлении от 25 апреля главного оппозиционного представительства Народно-республиканской партии (НРП) в Вашингтоне.
Таким образом, заявление Байдена становится еще одним спорным вопросом, который добавляется к длинному списку разногласий между Турцией и США. В этот список входят утверждения Турции о поддержке США группировок, которые Анкара считает террористами в Сирии, покупку Турцией российских зенитных ракет С-400, и предполагаемое нарушение Турцией санкций США в отношении иранской нефти и газа. Тем не менее, возможно, что при, и без того, плохих отношениях «в этом не было никакого дополнительного стратегического риска для США», – сказал в интервью Asia Times Грач Чилингирян с факультета востоковедения Оксфордского университета.
В то же время, хотя в краткосрочной перспективе признание Байдена, несомненно, ухудшило плохие американо-турецкие отношения, оно также может создать потенциал для долгосрочной нормализации. «Это заявление закрывает дело», – добавил Чилингирян, – «Теперь им нужно двигаться дальше».
Темные времена. Под геноцидом армян понимается организованное убийство примерно 1,5 миллиона этнических армян и перемещение еще примерно двух миллионов во время агонии Османской империи. Эта империя – предшественник современной Турции – включала многочисленное армянское население, рассредоточенное по всем ее обширным владениям. В 1915-м году, во время Первой мировой войны, османские власти, которые глубоко не доверяли армянской общине, приказали большинству этих людей покинуть свои дома и переселиться в отдаленные районы. Эти переселения быстро превратились в марши смерти, поскольку беззащитные армяне подвергались нападениям турецких и курдских нерегулярных войск, а иногда и регулярных османских войск и полиции. Многие действительно так и не добрались до места назначения.
В последние годы Турция признала, что этот ужас действительно имел место. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в своем послании 24 апреля, адресованном армянскому патриарху Стамбула, сказал: – «Я с уважением вспоминаю османских армян, погибших в суровых условиях Первой мировой войны, и предлагаю мои соболезнования их внукам». Однако для Анкары эти «суровые условия» не равносильны «геноциду».
Все это долгое время приводило в ярость большинство армян, для которых катастрофические события тех лет сформировали большую часть их нынешней идентичности и представляют собой серьезное препятствие на пути к примирению между Арменией и Турцией.
Возможный путь вперед. Теперь многие ждут, чтобы увидеть, будут ли ответы Анкары на действия США представлять собой нечто большее, чем словесные осуждения. Все последствия варьируются от возможного воздействия на текущие усилия по сглаживанию вывода войск США из Афганистана до неопределенности по поводу дальнейшего использования США крупной военной базы в Турции.
Что касается первого, то с тех пор, как Байден объявил о выходе США из Афганистана к сентябрю этого года, Вашингтон пытается организовать администрацию с разделением власти, которая возьмет на себя управление после того, как она уйдет. Конференция по этому вопросу – с участием Турции – должна пройти в Стамбуле после мусульманского священного месяца Рамадан. «Турция может испортить эту конференцию», – сказал Asia Times Озгур Унлухисарджикли, директор Фонда маршалов Германии в Анкаре, – «поскольку это никак не повлияет на безопасность Турции, но Байден должен убедиться, что вывод американских войск не станет катастрофой».
Военная база Инджирлик на юго-востоке Турции – это турецкий объект, который также является авиабазой НАТО, используемой ВВС США для многих своих миссий в регионе. Ее закрытие для американских самолетов может серьезно повлиять на американский военный потенциал в Сирии и Ираке. В этих соседних странах «с 2019-го года по соглашению с США Турция больше не совершала вторжений в северную Сирию», – говорит Унлухисарджикли, – «Но, могла бы сделать это сейчас. Точно так же в Ираке Турция могла бы принять меры и войти туда».
Потенциал против вероятности. Тем не менее, несмотря на все эти возможности, остаются сомнения, действительно ли Турция или США хотят конфронтации прямо сейчас. Заявление Байдена о геноциде может содержать некоторые подсказки и по этому поводу. В нем американский лидер подчеркнул исторический характер этого ужаса времен Османской империи. «Он вообще не упомянул Турцию», – отмечает Унлухисарджикли, – «Он даже использовал старое название Стамбула – Константинополь. Байден предоставил Турции некоторую свободу действий».
Президент США также позвонил Эрдогану за день до своего заявления, справедливо предупредив турецкого лидера и позволив ему подчеркнуть непреходящую важность Анкары для США. Это был также первый разговор Байдена с турецким лидером с момента вступления в должность в январе, увязав объявление о геноциде с возобновлением американо-турецкого президентского диалога.
Эрдоган также принял участие в спонсируемом США Саммите Земли на прошлой неделе, в целом положительно оценив эту новую попытку США возглавить глобальную борьбу с изменением климата. «Турция не собирается разрывать из-за этого дипломатические отношения с США», – говорит Чилингарян, – «Это просто положит конец тому, что продолжалось 50 лет, когда США заявили, что «это наша позиция», Турция не обязана соглашаться с этим».
Для Байдена признание геноцида также является выполнением предвыборного обещания, которое он дал американским избирателям армянского происхождения, а также устанавливает, что «он тот, кто готов признать позорные события прошлого», – добавляет Унлухисарджикли, даже, если это было бы в США с поддержкой Black Lives Matter, или где-то еще. Это установление морального лидерства явно важно для Байдена. Однако многим в Турции такие шаги могут показаться не столь благородными. «Многим такое выделение Турции, кажется, свидетельствует о восприятии« двойных стандартов »на Западе», – говорит Унлухисарджикли, – «Граждане Турции сделают из этого суждение о США, которые будут проблемой в долгосрочной перспективе». Для многих армян этот вопрос также иллюстрирует то, чего они, к сожалению, ожидали, когда продолжалась долгая борьба за признание. «Вы знаете, что под завесой моральной уверенности», – говорит Чилингирян, – «геноцид просто используется в политических целях. Его политизация действительно очень злит многих армян».
GORVETT для Asia Times