Найти в Дзене
Учитель гармонии

"Общеразвивающий" взгляд на музыкальную школу. Комментарий преподавателя музучилища

Оглавление

Анализируем трудозатраты, друзья. Никого ни от чего не отговариваю, а уж тем более - не агитирую за волшебную жизнь в искусстве. Разве можно? Ведь на любителя, как минимум.

О ранней специализации и о "предпрофе" (ПП, предпрофессиональная программа ДМШ/ДШИ) я пишу здесь весьма регулярно, освещая вопрос с разных сторон и встретив в пространстве канала замечательных родителей-единомышленников. Кстати, о жизни вокруг музыкальной школы я повествую исключительно как трижды вовлечённая мама - но сама работаю со студентами.

Массового принятия, закономерно, "предпрофовские" статьи не встречают. Всё чаще проявляются комментарии на тему общеразвивающих смыслов ДМШ, которая понятна и доступна неизмеримо шире.

Пришло время уделить специальное внимание такому повороту событий - и высказаться по вопросам "необременительного" и "ненавязчивого" обучения. Если коротко, то такового, по моему мнению, в государственных лицензированных музыкальных школах нет вообще. И быть не должно.

Разделение базовых программ ДМШ/ДШИ на предпрофессиональные и общеразвивающие - достижение последних лет. Точнее определять без надобности, поскольку новшество внедрялось в разных школах страны отнюдь не одновременно. Глубина проработки темы, разумеется, зависит от многих обстоятельств, от масштабов конкретной образовательной организации и от локации.

Первые классы, набранные на бюджетной основе в результате конкурсных прослушиваний, оформляются как предпрофессиональные. Переводной экзамен становится в полном смысле отборочным, и со второго класса дифференциация вступает в силу. Перейти на общеразвивающую программу можно также по собственному желанию.

С каждым следующим майским испытанием "предпрофовских" детей становится всё меньше и меньше. ОП постепенно оказывается оптимальной для большинства семей, склонных к анализу и трезвой оценке событий. До выпуска в "предпрофовском" статусе добираются единицы: их лишь немногим больше, чем реальных абитуриентов музыкальных училищ.

И тем не менее, представление об ОП как массовом и легко доступном варианте обучения совершенно не соответствует действительности. Именно здесь, по моему глубокому убеждению, коренится распространённая ошибка в родительском восприятии.

ДМШ/ДШИ даже в общеразвивающей версии не имеет ничего общего с кружковостью.

Музыкальная школа - это качество и достоинство. На общеразвивающем направлении есть возможность исполнять относительно несложный репертуар, но нет возможности его преподносить любительски, приблизительно, неточно. ОП находится в ведении тех же специлистов, что растят в школьных реалиях "конкурсных бойцов", - а это, с огромной вероятностью, высокообразованные и тонкие музыканты.

Принадлежность ученика к ОП не снимает с него и с его семьи ответственности за домашнюю подготовку к каждому уроку. По времени, это много скромнее "предпрофовского" варианта, но не заниматься дома - просто неприлично и где-то за гранью...

Далее, надо понять и принять следующее: к детям, попавшим в списки ОП, "прилагается", без вариантов, ровно та же логистика, что и у их "предпрофовских" сверстников. Время, проведенное в стенах школы, - практически совпадает. Начнём с того, что хоровые коллективы, по возрастам - общие для всех (кроме специализированных хоровых школ).

По статистике, родители ОП-учащихся ничуть не реже обращаются к помощи репетиторов. Это, как правило, прозорливые и трезвомыслящие люди с адекватной самооценкой, сумевшие разглядеть и вовремя оценить всю мощь программных требований. Повторюсь, на ОП!

Увы, обратный перевод на "предпроф" мало реален: такие ситуации единичны, уникальны, требуют особой мотивации и прыжков выше головы, причём - от всей семьи. С аттестатом ОП, кроме вокального отделения, поступление в музыкальное училище (колледж) невозможно.

-2

Итак, скромный результат при внушительных трудозатратах!

Вложения родительских сил, времени и мыслительных ресурсов - в полной мере, хотя публичных выступлений и концертной жизни - минимум. Атмосфера творчества? Несомненно. Ещё бы понять, как именно работает её магическое воздействие...

Лёгкость бытия на ОП весьма обманчива. Бывает, что осознав это, родители "перегруженных" школяров выраженно злятся, открыто протестуют, причём сообща. Это выглядит по меньшей мере странным! Кто принимал решение о том, что школьнику необходим полноценный курс ДМШ?

Музыкальная школа - серьёзное и ко многому обязывающее мероприятие, вне зависимости от статуса программы. Личные отношения с педагогами решают здесь практически всё.

Рассмотрите, пожалуйста, любые околомузыкантские кружки, если интерес к звучащему миру есть, а готовности режимно работать не наблюдается. В последнем, конечно, нет ничего критичного: это честный взгляд без претензий на чужеродный, хотя и добродетельный путь.

Уважаемые подписчики и новые читатели!

Есть ли у вас опыт взаимодействия с музыкальной школой на общеразвивающей основе? Насколько это трудоёмко? Каков результат?

Как вы оцениваете разделение программ в ДМШ/ДШИ? Насколько это принципиальное начинание, по-вашему, перспективно?

Буду рада мыслям в комментариях!