Найти тему
Bellissimo 🎬

Биография Михаила Козакова 一 советского актера, который стал звездой в 22 года

Оглавление

Михаил Козаков сыграл Гамлета уже в 22 года 一 это был небывалый успех для молодого артиста с премиями и даже гастролями в Канаду. Он был успешен и как режиссер, его фильм «Покровские ворота» до сих пор считается советской классикой. Я решила подробнее узнать, как актеру удалось войти в историю советского кинематографа.

Детство

Будущий актер родился в Ленинграде в 1934 году в интеллигентной семье. Его назвали в честь отца — писателя Михаила Козакова. Мать будущего режиссера Зоя Гацкевич работала редактором в издательствах и Литературном фонде Союза писателей. Казалось, что профессия Михаила предопределена. Его семья общалась с такими известными гениями литературного мира, как Анна Ахматова, Михаил Зощенко, Борис Эйхенбаум и Евгений Шварц.

 Фото: unsplash
Фото: unsplash

После начала Великой Отечественной войны Михаила Козакова вместе с другими ленинградскими детьми эвакуировали. Его отправили в детский лагерь Литфонда в деревне Черная Молотовской области (сейчас — Пермский край). Там же он пошел в школу и впервые выступил на сцене — читал военные стихи. Это был его первый опыт участия в самодеятельности.

В 1944 году Казаков пошел в первый класс, где углубленно изучал немецкий язык. Родители стремились дать своему ребенку лучшее образование даже в те годы. Михаил посещал секцию фехтования и танцевальный кружок. Педагоги посоветовали ему поступить в Ленинградское хореографическое училище и стать танцовщиком балета. Козаков прошел просмотры. Однако в хореографическом училище он проучился только год: будущего режиссера отчислили из-за прогулов. Тогда ему пришлось вернуться в школу. Там он записался в театральный кружок и в 1951 году сыграл свою первую роль: Хлестакова в постановке «Ревизор».

Студенческие годы и карьера в театре

Козаков достаточно рано понял, что будет поступать в театральный институт. Впоследствии он признавался, что хотел учиться в Ленинградском институте, но судьба привела его во МХАТ. Его зачислили на курс Иосифа Раевского и Павла Масальского. Уже во время учебы Казакова пригласили в два театра. Педагоги с его курса предлагали начинающему актеру играть во МХАТе, а художественный руководитель Театра им. В. Маяковского Николай Охлопков позвал Козакова в свою труппу. Артист согласился на его предложение и в том же году дебютировал в трагедии Уильяма Шекспира. Козаков исполнил главную роль — датского принца Гамлета. Критики восторженно отзывались о мастерстве начинающего актера, его умении передавать эмоции персонажа.

 Спектакль «Гамлет» Фото: deathtothestockphoto
Спектакль «Гамлет» Фото: deathtothestockphoto

Благодаря этой постановке Казаков побывал в Канаде на Шекспировском фестивале, где читал монологи своего персонажа на английском языке. Кроме «Гамлета» Козаков играл в спектаклях «Человек в отставке», «День остановить нельзя», «Гостиница Астория». Ему часто давали главные роли, однако артист несколько раз хотел уйти из театра.

В 1957 году Олег Ефремов пригласил Козакова в «Современник», но Козаков перешел туда лишь спустя два года, а задержался уже на 10 лет. Он много работал с Галиной Волчек, и вместе они создали спектакль «Обыкновенная история». С этим спектаклем актеры потом ездили даже за рубеж: в Польшу, Чехословакию, Финляндию и ГДР.

 Спектакль «Женитьба» Фото: unsplash
Спектакль «Женитьба» Фото: unsplash

Вместе с Олегом Ефремовым в 1970 году Козаков покинул «Современник» и перешел во МХАТ. Там в 1972 году он попробовал себя в качестве режиссера. Козаков работал над постановкой пьесы Леонида Зорина «Медная бабушка» об Александре Пушкине. На главную роль артист пригласил Ролана Быкова. Чтобы спектакль не закрывали, роль Пушкина вызвался сыграть Олег Ефремов. Однако «Медную бабушку» вскоре запретила министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Она считала, что в пьесе искажены исторические события и постановка не подходит для репертуара МХАТа.

После того как его спектакль отменили, Козаков вновь ушел в Московский драматический театр на Малой Бронной, где работал более десяти лет.

Кино

Козаков дебютировал в кино еще студентом. Он сыграл главного отрицательного героя в фильме Михаила Ромма «Убийство на улице Данте» о Франции времен Второй мировой войны. В этой же картине впервые снялись в кино Валентин Гафт и Иннокентий Смоктуновский.

 Кадр из фильма «Убийство на улице Данте» Фото: pinterest
Кадр из фильма «Убийство на улице Данте» Фото: pinterest

После премьеры «Убийства на улице Данте» Козаков снялся в картинах «Хождение по мукам», «Восемнадцатый год», «Вдали от Родины». Известность актеру принес фильм Геннадия Казанского и Владимира Чеботарёва «Человек-амфибия» по одноименному роману Александра Беляева, о съемках которого я подробно рассказывала тут. В ленте Козаков сыграл главного отрицательного персонажа — Педро Зуриту, который пытался поймать человека-амфибию. Фильм стал лидером проката в 1962 году. Его посмотрело более 65 миллионов зрителей.

 Кадр из фильма «Человек-амфибия» Фото: unsplash
Кадр из фильма «Человек-амфибия» Фото: unsplash

После выхода «Человека-амфибии» Михаил Козаков сосредоточился на театральной работе, а в кино играл редко. Вместе с труппой МХАТа он снялся в драме Олега Ефремова «Строится мост» о том, как в Саратове построили автомобильный мост через Волгу. В 1966 году артист сыграл Сильвио в экранизации повести Александра Пушкина «Выстрел».

В 1970-х Козаков стал сниматься в кино чаще. Артист сыграл помощника губернатора Джека Бёрдена в фильме «Вся королевская рать» по одноименному роману американского писателя Пена Уоррена. Эту роль Козаков считал одной из своих любимых.

Карьера режиссера

В 70-е годы Козаков решил попробовать себя в качестве режиссера. Он снял свой первый фильм-телеспектакль «Ночь ошибок» по произведению Оливера Голдсмита. Главные роли в картине исполнили Олег Даль, Александр Калягин и Антонина Дмитриева.

Свою следующую картину Козаков снял в 1978 году. В основу телефильма «Безымянная звезда» легла одноименная пьеса румынского драматурга Михаила Себастьяна. Козаков хотел экранизировать это произведение еще в конце 1960-х. Тогда ставить телеспектакль артисту запретил председатель Комитета по телевидению и радиовещанию Сергей Лапин. Он посчитал, что в «Безымянной звезде» слишком много аллюзий на противостояние СССР и США в Холодной войне. Козаков пытался добиться разрешения на съемки каждый год, но ему постоянно отказывали. В 1978 году картину все же одобрили. Однако снимать ее режиссеру пришлось на Свердловской киностудии. Михаил Козаков исполнил в собственном фильме одну из главных ролей — Грига.

 Кадр из фильма «Безымянная звезда» Фото: deathtothestockphoto
Кадр из фильма «Безымянная звезда» Фото: deathtothestockphoto

Как режиссер Михаил Козаков прославился благодаря фильму «Покровские ворота». В основу картины легла одноименная лирическая комедия Леонида Зорина о московской коммунальной квартире. Пьеса была опубликована в 1974 году. Тогда же Козаков поставил на ее основе спектакль в Театре на Малой Бронной и захотел снять фильм по произведению. Однако руководство «Мосфильма» не одобрило «Покровские ворота» из-за того, что в сценарии было слишком много диалогов и мало действия. Тогда Козаков вместе с драматургами Игорем Шевцовым и Леонидом Зориным Козаков написал сценарий двухсерийного фильма для телевидения. Из-за цензуры написанный сценарий пришлось редактировать трижды. Спустя несколько месяцев Хессин все же одобрил «Покровские ворота».

 Кадр из фильма «Покровские ворота» Фото: pinterest
Кадр из фильма «Покровские ворота» Фото: pinterest

Съемки «Покровских ворот» начались в 1978 году и проходили в Москве. Сцены в коммунальной квартире главных героев снимали на студии «Мосфильм». Там для «Покровских ворот» специально построили павильон, который имитировал сталинский дом в стиле ампир. Козаков хотел воссоздать атмосферу Москвы 1950-х годов, поэтому тщательно следил за деталями. Герои «Покровских ворот» ездили на трамвае, который курсировал по Бульварному кольцу в то время, ходили в популярный в те годы кинотеатр «Колизей» на фильм «Карнавальная ночь».

А вы смотрели фильм «Покровские ворота»?