Задачи product manager сводятся к созданию продукта и поиску путей его развития после вывода на рынок. Сфера деятельности не ограничивается только IT. Продакт-менеджмент в равной степени нужен как новому мобильному приложению банка, так и очередной модели авто, жилому комплексу или косметической линии. Тем, кто решил освоить данную профессию, но еще мало знает о ее специфике, пригодится данный чек-лист навыков, компетенций и способов их получения.
5 ключевых навыков
Именно product manager определяет, какой продукт нужен компании и рынку, и как его масштабировать в дальнейшем. Эффективно справляться с такой задачей помогают навыки в следующих областях.
Экономика
Итоговая цель любого проекта ― получение прибыли. Ее не будет, если продакт-менеджер не разбирается в юнит-экономике. Этот навык поможет разбить на молекулы расходы и доходы, понять, какую прибыль принесет продукт через полгода или год, а какие затраты мешают ему пробить потолок в 1 млн долларов.
Исследования
Прежде чем запускать проект, придется изучить немало аспектов, от которых зависит уровень рентабельности. При оценке инвестиционной привлекательности продукта на первый план выходят исследования. Продакт-менеджер должен знать базовые инструменты их проведения, а также уметь определять наиболее подходящие методы сбора информации.
Управление
Для создания продукта потребуется привлечь команду узкоспециализированных профи. На каждом из этапов взаимодействия с ними продакт-менеджер должен уметь доносить свои мысли, планировать и мотивировать.
Дизайн
Можно создать крутое и очень полезное приложение и не получить никакого отклика от целевой аудитории по причине неудобства интерфейса или устаревшего оформления. Избежать таких провалов продакт-менеджеру поможет навык работы с usability (понимаемость ресурса и комфорт взаимодействия с ним), а также знание актуальных графических решений и трендов.
Аналитика
Продакт-менеджер должен понимать, насколько успешен продукт, и есть ли в нем слабые места, нуждающиеся в работе. Ответы на эти вопросы можно узнать с помощью аналитических систем. Навык работы с ними делится на две части:
- смысловую;
- техническую.
В первой нужно понимать, какие метрики стоит отслеживать, что понадобится для их расчета и что делать с полученными данными. В технической части потребуется умение работать с SQL, Яндекс.Метрикой, Google Analytics и прочими системами, выбор которых зависит от конкретной сферы деятельности.
Как учиться
Многие сильные профессионалы в области продакт-менеджмента ― самоучки. Они серьезно относятся к отрасли и постоянно саморазвиваются. Самородки находят полезную для себя информацию в тематических книгах, обращаются за помощью единомышленников и опытных коллег. Однако, этот путь подходит не всем. Желающим быстро достигнуть ощутимых результатов и начать зарабатывать, стоит присмотреться к профессиональным курсам. Участники программ получают поддержку менторов, доступ к комьюнити и структурированной информации. Но за профессиональное обучение придется заплатить.
Чему учиться
Чтобы получить нужные квалификации, потребуется освоить набор определенных знаний. Универсального состава в нем нет, так как каждый продукт уникален, но для начала карьеры пригодится следующая база.
- Ключевые экономические понятия и модель unit-экономики.
- Устройство IT-продуктов: сайты, мобильные приложения.
- Базовые отличия подходов к процессу разработки: Kanban, Scrum, Agile и прочие.
- Основы проектирования интерфейсов и UX-дизайна.
- Принципы интернет-маркетинга.
- Основы веб-аналитики.
- Методы проведения исследований и тестирований.
Параллельно стоит развивать в себе такие личностные качества, как лидерство, договороспособность, самостоятельность. Чтобы стать успешным управленцем, нужно постоянно практиковать основы менеджмента, отслеживать современные тренды, общаться с нишевыми профессионалами.
4 совета для новичков в области продакт-менеджмента
Получив необходимые знания и прокачав нужные навыки, можете отправляться на поиски работы. Резюме желательно составлять не длиннее 1 страницы, а на собеседовании не нужно стараться казаться тем, кем вы не являетесь. Избежать массы ошибок в начале карьеры вам помогут и другие важные рекомендации.
- Проводите больше исследований. Еще до старта собеседования постарайтесь узнать максимум о рыночной нише продукта. Понимание целевой аудитории и конкурентов упростит решение многих задач. Данный совет пригодится и на следующих этапах карьерного роста.
- Постоянно взаимодействуйте с продуктом. Это позволит лучше узнать его сильные и слабые стороны, а значит, вы сможете выстроить наиболее рациональную стратегию развития.
- Узнайте долгосрочные планы руководства. Понимая бизнес-цели, вы сможете об едином подходе к реализации и развитии проекта.
- Мониторьте конкурентов. Чем больше информации есть об аналогичных продуктах, их плюсах и минусах, тем понятнее, что нужно дорабатывать в первую очередь.
Возьмите на вооружение еще один совет, который универсален в любой отрасли ― не забывайте самосовершенствоваться. Участвуйте в профессиональных конференциях, следите за трендами, изучайте успешные кейсы, новые подходы и инструменты. Используйте разные источники получения информации. Не лишним будет подписаться на профессиональные блоги, с помощью которых вы всегда будете в курсе актуальных изменений. Например, о возможностях веб-аналитики и влиянии искусственного интеллекта на сферу digital можно узнать здесь.