Афганские женщины необыкновенно терпеливы, им приходится жить в нелёгких условиях, в стране действуют законы шариата. По оценкам ООН, 90 % афганских женщин страдают от насилия в семье в той или иной его форме. Обычай использовать девочек и девушек в качестве компенсации за долги или постыдные проступки называется «баад». Эта традиция отдавать девочку из семьи преступника в руки родственников жертвы преступления помогает избежать кровной мести, считают афганцы. В среднем афганские женщины живут только 45 лет - на год меньше, чем афганские мужчины. После трех десятилетий войны и репрессий, подавляющее число женщин в Афганистане безграмотны. Более половины всех невест младше 16 лет. Каждые полчаса умирает роженица, ведь около 85 процентов женщин в Афганистане рожают без медицинской помощи. Это страна с самым высоким уровнем материнской смертности в мире.
До сих пор невозможно забыть историю афганской девушки Аиши Мухаммадзаи , которой в 17 лет муж отрезал уши и нос.Девушке удалось бежать и спустя некоторое время, лицо Аиши попало на обложку журнала "Time" . Афганка Аиша стала популярной на весь мир и превратилась в символ угнетенных женщин Афганистана .
Большинство известных афганок вынуждены заниматься музыкой, актёрской мастерством, модельной карьерой за пределами своей страны, так как в самом Афганистане такая женщина может быть жестоко наказано. В Топ-11 самых красивых афганок вошли известные актрисы, певицы, модели и победительницы конкурсов красоты, которые имеют афганские корни.
Даже у самых бедных афганских семей есть спички и керосин для приготовления пищи. Они необходимы для того, чтобы поддерживать жизнь. Но в то же время их можно использовать для того, чтобы жизнь прервать
Медицинская статистика свидетельствует о том, что в 80% случаев попытки самосожжения совершают молодые женщины в возрасте от 15 до 25 лет. Как отмечают врачи, основными причинами, побуждающими женщин свести счёты с жизнью, являются браки по принуждению и другие виды семейного насилия, а также безработица, нищета и наркозависимость. В результате самосожжений самоубийцы либо погибают, либо становятся пожизненными инвалидами от полученных ожогов. В 2010 году в провинции Герат на данный момент зафиксировано 78 случаев самосожжения женщин, из них 38 привели к гибели самоубийц.
Афганская провинция Герат. 21-летняя Захра позирует фотографу в комнате, в которой она живет вместе со своей матерью. Шесть лет назад Захра пыталась сжечь себя, поскольку не хотела выходить замуж за человека, которого выбрали ей ее родные. С тех пор как Захра подожгла себя, жених пропал и больше не появлялся. В афганской культуре обручение имеет такую же силу, как и брак, и поэтому Захра не может найти другого мужа, пока не разорвет помолвку.
«Источником насилия в жизни афганки может стать любой член ее семьи: отец, брат, муж, свекор или золовка», – говорит доктор Шафика Эанин, пластический хирург ожогового центра.17-летняя Фарзана и ее мать у себя дома в Герате собираются идти в частную клинику. Фарзана была помолвлена в 8 и выдана замуж в 12. Девушка решила сжечь себя, после того, как ее свекор заявил, что ей не хватит храбрости сделать это.
Самосожжение - это ужасный выбор сотен афганских женщин каждый год. Зажатые в тисках несчастливого брака в условиях консервативного исламского общества они решаются на пугающий побег: облиться бытовым горючим, закрыть глаза и зажечь спичку. Большинству таких женщин от 16 до 20 лет, говорят доктора.
На страшные последствия можно взглянуть в ожоговом отделении госпиталя Херата в одной из самых процветающих провинций Афганистана, где, тем не менее, остро не хватает оборудования. Большинство действительно стали жертвами несчастных случаев, однако по крайней мере четверо пытались таким образом покончить жизнь самоубийством.
После неудачной попытки женщинам, помимо невообразимых физических страданий, грозит клеймо позора, и поэтому не многие признают, что же на самом деле произошло. Однако сотрудники госпиталя прекрасно знакомы с признаками самосожжения.
"Когда мы видим глубину ожогов, чувствуем запах горючего на их одежде, мы знаем, что это не несчастный случай", - отмечает глава ожогового отделения Хомайон Азизи.
Причин, стоящих за такими суицидами, много, но все они тесно связаны с подчиненным положением женщин в афганском обществе. Главный фактор - принудительные браки. Если в девочку бросить шапкой, и она выстоит, значит, она готова быть матерью и женой, считают афганцы. Родители выдают свою дочь за старика, иногда в обмен на калым, достигающий 4 тысяч фунтов. Некоторые женщины не в состоянии смириться с браком либо из-за агрессивности мужей, которые их избивают, либо из-за вмешательства в их семейную жизнь свекрови.
19-летняя Зара подожгла себя после ссоры с мужем через три месяца после свадьбы. Как только она переехала в его дом, он начал бить ее "за непослушание"."Я думала, что я умру. Я хотела доказать своему мужу, что не хочу жить с ним", - рассказывает Зара, которая уже возвратилась в дом родителей. Она развелась со своим 22-летним мужем, но будет платить высокую цену всю свою жизнь. Пламя расплавило кожу на верхней части ее тела, фактически слепив ее подбородок с грудной клеткой, а руки - с туловищем. Девушка-инвалид не может работать и, скорее всего, никогда больше не выйдет замуж. "Каждый день мы возим ее в госпиталь на лечение, и каждую ночь она страдает и плачет", - рассказывает ее мать Шарифа.
Хотя самосожжения происходят по всему Афганистану, самый высокий уровень отмечается в Херате, западной провинции, где современность сталкивается с социальным консерватизмом.
Ныне сверженный полевой командир, ставший губернатором, Исмаил Хан построил библиотеки и активно поддерживал женское образование. Однако он также ввел строгий социальный кодекс, который лишал женщин возможности покидать дом и работать.
Близость Херата к Ирану, который находится в 75 милях к западу, также является фактором, говорит Палваша Какар из Независимой комиссии по правам человека в Афганистане. Многие афганцы жили в Иране на правах беженцев и знают об относительной свободе иранских женщин.
"Женщины в Херате чувствительны сверх меры. Они считают самоубийство единственным способом разрешения своих проблем", - говорит Какар.
Идея смерти через самосожжение могла прийти с иранского телевидения, которое ловится в Херате, там иногда показывают кадры женских самоубийств. Или же, возможно, самосожжений так много потому, что бытовое горючее - единственное оружие самоуничтожения, доступное женщинам.
Доктор Азизи не только борется с тревожной тенденцией. Его сотрудники лечат до 700 пациентов в год - в три раза больше, чем такие же ожоговые отделения в Европе. При этом он работает на жалком бюджете. Сотрудникам приходится перерабатывать, родственники пациентов должны сами покупать необходимые лекарства, нет необходимого оборудования для пластической хирургии.
"Но вы не забывайте: есть новое поколение афганцев, которое старается улучшить жизнь в своей стране", - не теряет оптимизма Филипп Лерой, директор французской программы Humani Terra, которая помогает госпиталю в Херате и в начале этого года уже приглашала д-ра Азизи в Марсель на профессиональные медицинские курсы. Humani Terra намерена инвестировать до 500 тысяч долларов в новое ожоговое отделение в Херате.
А пока по Афганистан остается неблагоприятным государством для проживания женщин, которые по-прежнему находятся в безысходном положении без международной помощи и господдержки.