Горячий отклик получили посты про дополнительные занятия! Откликнулся папа, который тоже возил сына в Сан-Хосе на WRO2017, где был Антон. Для них эта история завершилась эмиграцией из Казахстана в Коста-Рику, и старший выбрал сын робототехнику будущей профессией, учится в Германии. Другая мама рассказала, как старшая дочь сама выбирала кружки, а когда выросла, предъявила маме упрёки, что та “заставляла”... Много кто советовал не вмешиваться, другие рассуждали, что все ситуации разные, и нет универсального ответа.
Лично я просилась на музыку, а мама не пустила. Ей было так жалко детей, ежедневно пилящих гаммы.. А теперь я ищу возможности музыкального образования уже будучи взрослой. Закончила художку, но мама не разрешила поступать в художественную академию, волновалась о несчастном будущем бедных художников.
В 42 винить родителей за что бы то ни было глупо и невзросло))) Детские травмы надо завершить в психотерапии. Взрослая женщина берёт ответственность за свою жизнь и не тратит ресурс на бесполезные сожаления и детские обиды.
Где же та грань, тот критерий, по которому судить, как лучше поступить, проявить настойчивость и призвать ребенка завершить кружок / начатое дело, или отпустить ситуацию и полностью предоставить выбор ребенку?
На вебинаре Натальи Черныш я узнала о “родовом конфликте прерывания”, когда люди из поколения в поколение что-то начинали, бросали и не доводили до конца.
И это не лучший жизненный сценарий. Как же быть?
Пусть ребенок выбирает, пробует. На то и детство!
Но.
Хотя бы что-то одно надо довести до конца или до какого-то промежуточного результата.
Чтобы тренировать навык завершения, так необходимый взрослому человеку.
Бросать ли музыкалку, если ребенок сопротивляется?
Сьюзен У. Бауэр в книге “The Well Trained Mind” рекомендует минимум 2 года посвятить музыкальному образованию детей, чтобы освоить элементарную теорию музыки и базовый навык игры на инструменте. Дальше пусть сам решает.
Мои 4 вопроса, чтобы отличить ресурсные занятия от вампиров:
1. Это радует / интересует / развивает?
В интересах бывают спады и подъемы, но когда радость ушал совсем, зачем мучить всю семью заставляниями?
2. Это не отнимает ВСЮ жизнь ребенка?
Одно дело, когда музыка или танцы - это главный ресурс ребенка или даже семьи, когда это дает вдохновение и наполняет. Тогда почему бы и не жить этим занятием? (как в истории Коли Мирошниченко) Но если речь идет о слишком требовательном тренере или слишком звездном педагоге, который стремится подчинить себе жизни воспитанников - тогда зачем?
3. Это не отнимает больше 20% ресурсов семьи?
Считаем время на развозку, деньги на оплату, костюмы, поделки, и тд. Маме в кайф быть извозчиком? Супер. Мама устала и уже ненавидит детские кружки? Стоп! Срочная ревизия приоритетов. Выгоревшую маму не вернут никакие конкурсные медали.
4. Это не в ущерб другим членам семьи?
Если одного звездного ребенка развивают всеми ресурсами семьи, другие дети начинают завидовать и… запускаются нехорошие сценарии.
БАЛАНС - ключевое слово.
И внутренний компас. Как ребенку? Как маме? Как всей семье?
Наш путь:
Я предлагаю детям возможности. Они выбирают их или свои. Взвешиваем, записываем в форму (см.дальше) Через полгода и в конце учебного года обсуждаем. Обязательно спрашиваю, что понравилось, чему научились. Мы записываем, см фото.
Катя в прошлом году отвергла танцы (учительница кричит), зато пошла на вокал, продолжает гитару и рисование. Тошка в начале года вообще ничем не хотел заниматься. А потом пошел сам на рисование, вокал и гитару. Вокал и рисование прекратил, а по гитаре сдал программу за 2 класса и сказал:
“Я хочу стать таким человеком, который классно играет на гитаре.”
Сердце моё поёт! Подросток сам себе выбрал идентификацию. Продержится ли это желание долго?
Не знаю! Сегодня счастлива: у детей есть ресурс доводить что-то до логического завершения.
Лайк, если созвучно. И расскажите, как у вас?