Найти тему
Bellissimo 🎬

Какое кино больше всего любили в СССР?

Оглавление

Строгость цензуры не мешала советскому кино отражать реалии жизни в СССР. Кино было очень популярным досугом, поэтому его комментировали и обсуждали все: от простых зрителей до генерального секретаря КПСС. Я решила узнать больше о значении кино в советское время.

Влияние вкуса вождей на кино

Вкус руководителей государства играл не последнюю роль в развитии кинематографа. К примеру, Брежнев, который увлекался, американскими вестернами, даже встретился с любимым актером Чаком Коннорсом он не только пригласил его в Москву, но и дал команду киностудиям страны ориентироваться на его любимый жанр. Все сразу бросились снимать фильмы про индейцев. Самым главным индейцем в глазах советских кинозрителей стал югославский актер Гойко Митич, сыгравший в фильмах «Сыновья Большой Медведицы» (1966), «Чингачгук — Большой Змей» (1967) и др. Эти фильмы не имели ограничений по возрасту и предназначались для семейного просмотра. До 1953 года каждый фильм перед выходом на широкий экран показывался лично Сталину, который вносил правки и решал его судьбу. Он же давал добро на исполнителей ролей, в частности, когда речь шла о киновоплощении его собственного образа. Когда кино вождю не нравилось, его клали на полку, и хорошо, если еще дальше не отправляли режиссера.

 Кадр из фильма «Сыновья Большой Медведицы» Фото: unsplash
Кадр из фильма «Сыновья Большой Медведицы» Фото: unsplash

Дети сразу восприняли новую культуру и начали копировать то индейцев, то ковбоев. Кино по-своему влияло на самые разные слои общества, особенно детей, стремящихся быть похожими то на индейцев, то на ковбоев, а то и на Фантомаса. В отечественном кинопрокате 1960—1970-х годов моду на приключения воплотила кинотрилогия о неуловимых мстителях, своеобразный ответ Голливуду.

Отношение к актерам

К актерам в советском союзе сформировалось особое отношение: их боготворили, о них сплетничали и следили за их личной жизнью. Несознательные школьники из зажиточных семей порой тратили всю карманную мелочь на приобретение фотографий своих кумиров.

 Кадр из фильма «Девять дней одного года» Фото: pexels.com
Кадр из фильма «Девять дней одного года» Фото: pexels.com

Поэтому жанр интервью с актерами стал пользоваться огромной популярностью. Начиная с 1962 года, ежегодно проводя опросы среди кинозрителей, журналы определяли лучших актера и актрису. Первым таким актером стал Алексей Баталов за роль в фильме «Девять дней одного года» (1962), позднее актерами года признавались Иннокентий Смоктуновский («Гамлет», 1964) и Михаил Ульянов («Председатель», 1965). А вот среди любимых киноактрис в 1960—1970-е годы по опросу зрителей первенство заняла Татьяна Доронина, признанная актрисой года трижды.

О зарубежном кино

Особенной популярностью пользовалось и зарубежное кино. Но в страну оно попадало только через несколько лет после премьеры и, конечно, проходило советскую цензуру. Так, по количеству проданных билетов первое место за первый год проката занимает мексиканская мелодрама «Есения», снятая в 1971 году и попавшая в СССР в 1975-м.

 Кадр из фильма «Танцор диско» Фото: deathtothestockphoto
Кадр из фильма «Танцор диско» Фото: deathtothestockphoto

Не будем забывать и об индийском кинематографе. Правительству было нечего опасаться в безобидных сюжетах, поэтому их с удовольствием брали в прокат. К примеру, индийский фильм «Бродяга» (1951) с Раджем Капуром, начиная с 1954 года, собирал полные кинотеатры. Драма о бедном индусе пришлась по сердцу и народу, и власти, а потому выпускалась в прокат и в 1960-е, и в 1970-е, поскольку приносила неплохой доход советскому кинематографу. Индийские мелодрамы советский народ полюбил на всю оставшуюся жизнь, среди них — «Месть и закон» (1975), «Танцор диско» (1982) и «Как три мушкетера» (1984).

Популярность кино в СССР

В советское время в кино ходили часто и массово. В 1980 году был даже учрежден новый праздник — День кино, отмечавшийся 27 августа. Москва была лидером и по числу кинотеатров на душу населения, и по количеству зрителей. На ВДНХ работала «Круговая кинопанорама», в «Кинотеатре повторного фильма» демонстрировали старые фильмы, а в «Иллюзионе» — советскую черно-белую классику из запасов Госфильмофонда и иностранные ленты для эстетов.

Билеты в то время стоили от 10 до 30 копеек. В большинстве кинотеатров сеансы начинались с 19:00 либо с 19:30. По субботам и воскресеньям с утра показывали мультики и детские фильмы, а перед ними — киножурналы «Ералаш» и «Хочу все знать!», где прилетевший на ракете пионер разбивал огромный орех молотком. На детские сеансы можно было купить абонемент, распространявшийся по школам.

Еще в 1960-х годах в старых кинотеатрах в фойе между сеансами выступали певцы, исполнявшие под оркестр популярные песни советских композиторов, но затем эта традиция прервалась. Уровень их исполнительского мастерства ярко передан Риной Зеленой в кинокомедии «Дайте жалобную книгу», где она играет роль возрастной ресторанной певички, угрожающей руководству уходом в кинотеатр «Перекоп». А еще в фойе за 15 копеек можно было поиграть на игровых автоматах в морской бой или пострелять в тире.

Самым большим московским кинотеатром был «Октябрь» на 3 тысячи мест на Калининском проспекте, там проходили премьеры и встречи работников киноискусства со зрителями. Ну а что смотрели? Больше всего любили комедии — народный жанр, приносивший огромные барыши государству. Лидерами кинопроката были фильмы, снятые в 1960—1970-е годы: «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Свадьба в Малиновке» (1967), «Джентльмены удачи» (1971), «Афоня», «Иван Васильевич меняет профессию», «Служебный роман». На втором месте по популярности были боевики и фильмы-катастрофы — «Экипаж» (1979) и «Пираты XX века» (1979). Не отставали от них и мелодрамы — «Калина красная» (1974) и «Москва слезам не верит» (1980) и др. Снискал зрительскую любовь и фантастический фильм «Человек-амфибия» (1961).

А какой ваш любимый советский фильм?