«Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.» (Мф. 5: 48).
Обожение – это процесс уподобления человека Богу, соединения человека С Богом, и неразрывно связано со спасением души. Обожение стало возможно для людей после воплощения Господа Иисуса Христа. «Сын Божий стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим». Святой Ириней Лионский. «Он вочеловечился, чтобы мы обожились». Святой Афанасий Великий. «Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.» (2-е Кор. 8: 9). Обожение, а значит и спасение, невозможно человеку, но возможно Богу и совершается Благодатью Святого Духа. «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.» (Мф. 19: 25-26). «Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.» (Рим. 9: 16).
Но обожение невозможно без произволения самого человека. А человек приходит к обожению путём исполнения заповедей Божиих, и христианского подвига, другого пути нет: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.» (Ин. 14: 23). То есть, нужно стремиться быть во всём подобными Христу, стремиться поступать не по страсти, но по воли Божией, по любви к Богу и ближнему, чтобы стяжать Благодать Святого Духа: «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2: 3-5). Для этого требуется самоотречение, самоотречение от своей греховной природы, от своих греховных похотей: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.» (Мф. 16: 24); «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.» (Гал. 5: 24). Господь заповедал нам любить всех, не только своих друзей, но и врагов, подобно тому, как и Он любит всех людей: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5: 44-47). Потому что закон «око за око», «зуб за зуб», любовь к друзьям и ненависть к врагам, присущ ветхому человеку. Мы же, христиане призваны быть новым творением по образу Отца Небесного: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3: 8-10). Ветхому человеку более присущ эгоизм, а новому более свойственно сострадание ко всем людям, как говорит Апостол Павел: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.» (Рим. 12: 15). И во всех делах своих и поступках нужно стремиться поступать не по своим прихотям, но по заповедям Божиим, уподобляясь во всём Господу Иисусу Христу, послушному во всём воле Отца: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят».» (1-е Петра 1: 14-16).
Всё это требует отречения от своей греховной природы, и требует подвига, жертвенной любви, усилий и работы над собой, но взамен Господь даёт намного больше. Он даёт душе мир и радость О Духе Святом и спасение души в жизнь вечную: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.» (Ин. 15: 11). «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. (Гал. 5: 22-23). Также нужны пост, молитва, покаяние перед Богом, очищение от грехов. Для стяжания Благодати Святого Духа Церковью установлены Таинства Покаяния, Причастия. В молитве нужно настойчиво просить Духа Святого у Бога: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него.» (Лк. 11: 11-13). Но более всего необходимо смирение, смиренномудрие. Без смирения никакие подвиги не нужны, потому что они приводят к гордости. Человек, который ведёт правильную духовную жизнь, приближаясь к Богу, приходит всё к большему смирению и видит множество своих грехов, отсюда рождается и истинное покаяние: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.» (Мф. 5: 3-4). Постепенно, следуя этим путём, душа человека соединяется с Богом и уже может сказать, как Апостол Павел: «и уже не я живу, но живёт во мне Христос.» (Гал. 2: 20). Вот к этому совершенству должен стремиться христианин: «в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4: 13). Святой Максим Капсокаливит: «Человеческий ум, сам по себе, прежде соединения с Господом, рассуждает сообразно своей силе, – свидетельствует из опыта святой, – когда же соединяется с огнем Божества и Святым Духом, тогда бывает весь обладаем этим Божественным Светом, соделывается весь светом, воспламеняется в пламени Святого Духа, исполняется Божественного разума, и невозможно ему в пламени Божества, иметь собственных помышлений и размышлять о чем-либо по своему произволу».
«Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.» (1-е Кор. 5: 7-8).
«Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.» (Кол. 3: 12-15).