Каждая мама с нетерпением ожидает, когда ее кроха скажет свое первое слово. И вот долгожданные лепетные "ма-ма" и "па-па" занимают достойное место в архивах семейных хроник. С этого момента хочется, чтобы малыш скорее "набирал обороты", понимал и активно использовал новые слова.
Для тех, кто не хочет углубляться в процесс становления и развития речи, попытаюсь кратко пояснить этот механизм. До появления первых слов ребенок пользуется гулением и лепетом, - это подготовительный этап становления речи, он длится до года. В это время малыш слышит звуки и видит движения губ мамы, пытается им подражать. В дальнейшем кроха связывает определенные звукосочетания с предметами или действиями. Конец этого периода отмечается появлением первых слов. Нас интересует именно это время, как наиболее важное для создания благоприятных условий в усвоении ребенком языковой системы.
Подрастая, ребенок знакомится с окружающими предметами, узнает их свойства, пробует на вкус. В год малыш может выполнять простые поручения и показывать хорошо знакомые предметы. Так, при достаточном объеме пассивного словаря (понимание речи), активный словарь (те слова, которые используются в речи) значительно меньше. Задача мамы в этот период - расширять и уточнять пассивный словарь, стимулировать появление новых слов в активной речи. Достигается это с помощью совместных занятий с малышом, сопровождаемых многократным повторением слов в разных играх.
Действенным приемом по формированию пассивного словарного запаса со старшей дочерью была работа с картинками. Начиная с девятимесячного возраста я распечатывала картинки с изображением хорошо знакомых предметов (мяч, кубики, чашка, птичка...). Предметную картинку мы раскрашивали вместе (сначала пальчиковыми красками, после года - акварелью).
Во время раскрашивания акцентировала внимание на выбранном цвете, форме предмета, его составляющих частей. Например, после игры с кубиками, предлагала раскрасить картинку с их изображением, одновременно сравнивая картинку с игрушкой. Показываем, что у кубика есть уголки, они колются (проверяем на ладошке, говорю «коль»). Из кубиков можно строить башню, кубик не катится, он твёрдый.
На следующий день такую же работу проводили с мячом. Мяч круглый, он катится. Из мячей башню не построить. Мячик мягкий и прыгучий (прыгаем вместе с ребенком). Подключаем к работе стихотворения, находим изучаемые предметы на картинках, слушаем песенки про изучаемый предмет.
После этого предлагаем ребенку самому соотнести картинку с предметом, положить игрушечный мяч и кубик на их раскрашенные аналоги. Спрашивайте у ребенка: «Покажи, что катится? Из чего построим башню? Что прыгает?...». Постепенно наращивая количество рисунков, ребенок будет овладевать пассивным словарём, учиться соотносить предмет с картинкой, сравнивать предметы, узнавать их свойства. Освоив хорошо знакомые предметы, переходим на менее известные, те, которые увидеть вживую пока не удается (горы, кит, корабль…). Ловите момент, если малыш увидел что-то новое и необычное (снеговик, жук, радуга…). Закреплять понимание новых слов нужно многократно, используя разные конструкции (изменяем число и падеж, называем предмет в паре с признаком, комментируем действия с предметом). Чем шире пассивный словарь ребенка, тем богаче и правильнее будет речь в дальнейшем.
Усвоив названия предметов, предлагаем ребенку найти одинаковые предметы, но имеющие разное изображение (я брала раскрашенные нами картинки и печатные предметные картинки).
Наиболее благоприятные для активной речи картинки - это животные и предметы, издающие звуки. Каждый раз, когда знакомите малыша с такими предметами, четко произносите соответствующее звукоподражание ("би-би", "ту-ту", "пи-пи"...), меняйте интонацию, громкость и высоту. Например, это корова. Показываем картинку и говорим "му". У тебя есть игрушка-коровка? Давай найдем ее. Корова мычит "му-му, молочка ко-му?". Корова далеко "му" (тихо"), и близко "му" (громко). Корова бодается, у нее есть рога (делаем из указательных пальцев "рожки"). Большая корова мычит "МУ" (низким голосом), а маленькая коровка "му" (высоким голосом). Корова ищет свою семью, давай ей поможем (находим на картинках в книжках, собираем игрушечных коров).
Ближе к двум годам мы раскрасили картинки со всеми хорошо знакомым предметами (игрушки, животные, одежда и обувь, овощи и фрукты, мебель и бытовые приборы, посуда, транспорт). Проделанная работа оказалась очень эффективной, а картинки многократно использовались в дальнейшем для развития фонематического слуха, связной речи и различных дидактических игр.