Найти тему
Мама Мия

Развитие пассивного словаря у детей до года

Картинка из свободного доступа
Картинка из свободного доступа

Каждая мама с нетерпением ожидает, когда ее кроха скажет свое первое слово. И вот долгожданные лепетные "ма-ма" и "па-па" занимают достойное место в архивах семейных хроник. С этого момента хочется, чтобы малыш скорее "набирал обороты", понимал и активно использовал новые слова.

Для тех, кто не хочет углубляться в процесс становления и развития речи, попытаюсь кратко пояснить этот механизм. До появления первых слов ребенок пользуется гулением и лепетом, - это подготовительный этап становления речи, он длится до года. В это время малыш слышит звуки и видит движения губ мамы, пытается им подражать. В дальнейшем кроха связывает определенные звукосочетания с предметами или действиями. Конец этого периода отмечается появлением первых слов. Нас интересует именно это время, как наиболее важное для создания благоприятных условий в усвоении ребенком языковой системы.

Подрастая, ребенок знакомится с окружающими предметами, узнает их свойства, пробует на вкус. В год малыш может выполнять простые поручения и показывать хорошо знакомые предметы. Так, при достаточном объеме пассивного словаря (понимание речи), активный словарь (те слова, которые используются в речи) значительно меньше. Задача мамы в этот период - расширять и уточнять пассивный словарь, стимулировать появление новых слов в активной речи. Достигается это с помощью совместных занятий с малышом, сопровождаемых многократным повторением слов в разных играх.

Действенным приемом по формированию пассивного словарного запаса со старшей дочерью была работа с картинками. Начиная с девятимесячного возраста я распечатывала картинки с изображением хорошо знакомых предметов (мяч, кубики, чашка, птичка...). Предметную картинку мы раскрашивали вместе (сначала пальчиковыми красками, после года - акварелью).

Предметные картинки для занятий по расширению пассивного словаря. Фото из личного альбома
Предметные картинки для занятий по расширению пассивного словаря. Фото из личного альбома

Во время раскрашивания акцентировала внимание на выбранном цвете, форме предмета, его составляющих частей. Например, после игры с кубиками, предлагала раскрасить картинку с их изображением, одновременно сравнивая картинку с игрушкой. Показываем, что у кубика есть уголки, они колются (проверяем на ладошке, говорю «коль»). Из кубиков можно строить башню, кубик не катится, он твёрдый.

На следующий день такую же работу проводили с мячом. Мяч круглый, он катится. Из мячей башню не построить. Мячик мягкий и прыгучий (прыгаем вместе с ребенком). Подключаем к работе стихотворения, находим изучаемые предметы на картинках, слушаем песенки про изучаемый предмет.

Фото из личного архива. Дочке 1г. и 3 месяца, соотнесла сама предмет с картинкой
Фото из личного архива. Дочке 1г. и 3 месяца, соотнесла сама предмет с картинкой

После этого предлагаем ребенку самому соотнести картинку с предметом, положить игрушечный мяч и кубик на их раскрашенные аналоги. Спрашивайте у ребенка: «Покажи, что катится? Из чего построим башню? Что прыгает?...». Постепенно наращивая количество рисунков, ребенок будет овладевать пассивным словарём, учиться соотносить предмет с картинкой, сравнивать предметы, узнавать их свойства. Освоив хорошо знакомые предметы, переходим на менее известные, те, которые увидеть вживую пока не удается (горы, кит, корабль…). Ловите момент, если малыш увидел что-то новое и необычное (снеговик, жук, радуга…). Закреплять понимание новых слов нужно многократно, используя разные конструкции (изменяем число и падеж, называем предмет в паре с признаком, комментируем действия с предметом). Чем шире пассивный словарь ребенка, тем богаче и правильнее будет речь в дальнейшем.

Фото из личного архива. Дочери 1г. и 3 мес. Соотнесла самостоятельно предметную картинку с раскрашенным аналогом
Фото из личного архива. Дочери 1г. и 3 мес. Соотнесла самостоятельно предметную картинку с раскрашенным аналогом

Усвоив названия предметов, предлагаем ребенку найти одинаковые предметы, но имеющие разное изображение (я брала раскрашенные нами картинки и печатные предметные картинки).

Наиболее благоприятные для активной речи картинки - это животные и предметы, издающие звуки. Каждый раз, когда знакомите малыша с такими предметами, четко произносите соответствующее звукоподражание ("би-би", "ту-ту", "пи-пи"...), меняйте интонацию, громкость и высоту. Например, это корова. Показываем картинку и говорим "му". У тебя есть игрушка-коровка? Давай найдем ее. Корова мычит "му-му, молочка ко-му?". Корова далеко "му" (тихо"), и близко "му" (громко). Корова бодается, у нее есть рога (делаем из указательных пальцев "рожки"). Большая корова мычит "МУ" (низким голосом), а маленькая коровка "му" (высоким голосом). Корова ищет свою семью, давай ей поможем (находим на картинках в книжках, собираем игрушечных коров).

Фото из личного альбома. Предметные картинки для формирования пассивного словарного запаса
Фото из личного альбома. Предметные картинки для формирования пассивного словарного запаса

Ближе к двум годам мы раскрасили картинки со всеми хорошо знакомым предметами (игрушки, животные, одежда и обувь, овощи и фрукты, мебель и бытовые приборы, посуда, транспорт). Проделанная работа оказалась очень эффективной, а картинки многократно использовались в дальнейшем для развития фонематического слуха, связной речи и различных дидактических игр.