Найти в Дзене
Павел Великанов

Цок да цок... Едет Спаситель на ослике навстречу смерти.

Оглавление

Евангелия от Ин., 41 зач., XII, 1-18.

1З За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. 2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. 3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: 5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? 6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. 8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. 9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10 Первосвященники же положили убить и Лазаря, 11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. 12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, 13взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: 15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. 16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему. 17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

Иисус входит в Иерусалим на ослике. Тот, Кого первосвященники уже приговорили к смерти, Кого разыскивали – открыто, на глазах у всех, медленно едет в Город – и народ от души ликует! Наивные, они так надеялись, что теперь-то всё пойдёт по их плану – Иисус объявит Себя Мессией, поднимет восстание, наконец-то свершится долгожданное освобождение от ненавистных римлян – а Он не спорит с ними, ничего не доказывает, ничему не противоречит – просто едет на ослике – цок да цок…

В этом действии – кажущемся глубоко противоречивым – видится образ того, как Бог действует в жизни каждого из нас. Мы ждём от Него одного, строим планы, возбуждаемся предвушениями их осуществления – и Бог не возражает нам, Он позволяет нам постилать наши одежды на Его пути, кричать от души «Осанна! Аллилуйя!»

Он даже не пытается бороться с нашими глубоко ложными представлениями – а зачем? Он просто делает Своё дело, не расстраивая нас заранее. Незачем отнимать у людей праздник – тем более, что не часто он приходит. Пусть радуются, пусть веселятся, пусть празднуют – делу Божьему всё это – не помеха.

Только Богородицы почему-то не видно в этом гомоне праздника. Она – едва ли не единственная, кто знает: всё будет совершенно не так, как думается. Она очень хорошо помнит слова пророка об оружии, которому ещё предстоит пронзить её душу болью. Только она знает: Бог снова явит Себя таким, каким Его ещё никто не видел.

Только теперь это Богоявление будет не в метании молний и громов на вершине Синая, не в дуновении ласкового ветерка в расщелине скалы, а окажется… невыносимо жалким. Беспомощным. Разрывающим сердца тех, кто Его любил. Невместимым ни в какие рамки разумности и правды. Сметающим, словно вихрь, всё то, что ранее человечество думало о Боге.

Потому что то, что сделает Бог – гораздо важнее того, что смогут понять люди.Потому, что Бог Своё дело знает. Он идёт навстречу Своей смерти. И не только Своей – но и твоей, и моей. «Не бойся, она от Него не уйдёт: никуда не спрятаться ей!»…

Фрагмент Всенощного бдения. Вход Господень в Иерусалим

Ранняя Литургия на Вербное воскресение в храме Покрова на Городне

Чтение Апостола и Евангелия

Перед Причастием

Проповедь на Вербное воскресение