В апреле 1874 года в Санкт-Петербурге было совершено невиданное преступление – из Мраморного дворца великого князя Константина Николаевича (брата Александра II) пропали три бриллианта из оклада иконы. Икона была фамильной ценностью: ей император Николай I благословил на брак Константина и его невесту Александру Иосифовну. Именно она обнаружила пропажу камней.
Сперва под подозрение попала прислуга князя. Камни нашли буквально через пару дней в одном из ломбардов Санкт-Петербурга. Владелец ломбарда сказал, что их принес офицер из свиты Константина Николаевича. Его арестовали и на допросе он сознался, что продал камни по личному поручению члена монаршей семьи Николая Константиновича Романова.
Запретная любовь
Николай Константинович был внуком Николая I. Он пошел на преступление ради своей любовницы – американской танцовщицы Харриет Блэкфорд. Семья Николая относилась к роману с осуждением. От греха подальше Константин отослал сына из столицы воевать в Среднюю Азию. Тот вернулся из похода в лучах боевой славы и свою возлюбленную не забыл: вернувшись домой, он тут же бросился в объятия Харриет.
Точная причина кражи осталась неясной: то ли князю не хватало офицерского жалования, чтобы удовлетворять аппетиты любимой дамы, то ли он сделал это в знак протеста против вмешательства в его личную жизнь. Возможно он вовсе был непричастен.
Так или иначе, оправдаться Николай так и не смог. На общем собрании монаршей семьи было решено изгнать его из семьи. У него забрали все имущество, звания и награды, а имя князя перестали упоминать в любых документах, связанных с семьей Романовых. Официально его объявили душевнобольным, а Харриет Блэкфорд выгнали из России, и больше она с Николаем не встречалась.
Ссыльный меценат
Самого Николая сослали в Ташкент и выдали 300 тысяч рублей, чтобы устроить свою жизнь. Эти средства опальный князь вложил с умом: он открыл мыловаренный завод и хлопковую мануфактуру. Дело спорилось, и вскоре Николай стал зарабатывать до миллиона рублей в год.
Свои деньги он пустил на благоустройство Голодной степи недалеко от Ташкента. В 1886 году он организовал строительство 100-километрового канала, который выводил воду из Сырдарьи и орошал большой участок степи рядом с Ташкентом.
К 1913 году вокруг канала возникло 119 деревень, а почти четверть ранее безжизненной Голодной Степи была освоена. Местные жители просто боготворили своего благодетеля. Газеты писали, что за несколько лет Николай сделал для края больше, чем правительство за пару веков.
В 1917 году Николай Константинович искренне приветствовал Февральскую революцию и даже поднял над своим домом красный флаг. После падения империи он наконец смог поехать в Санкт-Петербург к сыновьям и внукам.
А как вам кажется, репутационные потери царской семьи стоили того, чтобы открещиваться от такого деятельного человека?