Найти тему

Ребёнок читает медленно. Как ему помочь?

Приветствую на своем канале! Я - дефектолог, с опытом работы логопедом и тьютором в общеобразовательных учреждениях. Не забудьте подписаться на мой канал.

Опыт работы в общеобразовательной школы показал, что с каждым годом растет количество детей испытывающих трудности не только на письме, но и при чтении. Одна из которых - низкий темп чтения.

Существует ряд признаков которые могут указывать на проблемы при чтении у детей: ребенок не любит играть со звуками и рифмовками; неправильно произносит или путает звуки в произношении; испытывает затруднения в звукобуквенном и слоговом анализе; пропускает части слов при чтении и пытается угадать окончание слов, может пропускать целые слова; постоянно жалуется, что трудно читать и испытывает головную боль, быстро устаёт; не любит читать вслух; не испытывает интереса к тому, что читают ему взрослые; часто трёт глаза; пытается избежать чтения и домашних заданий; плохо пишет и обладает плохим почерком.

Ежегодно в школе у школьников, начиная с первого класса, проверяют технику чтения. Главными критериями при этом являются способ, которым ребенок читает (по слогам или целыми словами), правильное произношение и выразительность при чтении, количество слов, прочитываемое за определенный отрезок времени. Поэтому важно, чтобы ребенок читал грамотно в достаточно высоком темпе.

Первоначально необходимо выяснить причину возникновения трудностей при чтении. Рассмотрим несколько факторов, которые могут снижать скорость и качество чтения:

  • возможности артикуляционного аппарата (трудности произношения и трудности в артикуляционной моторики);
  • недоразвитие навыков звукового и слогового анализа;
  • нарушение зрительного  и пространственного восприятия (ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы);
  • нарушения зрения. Часто взрослые не догадываются об этом. Проконсультируйте ребёнка у окулиста, чтобы исключить этот фактор;
  • узкое поле зрение. У любителей читать происходит расширение поля зрения, таким образом, нет необходимости  останавливаться, чтобы перевести взгляд на другое слово или строчку. И наоборот люди, которые мало уделяют внимание чтению, не развивают возможность увидеть целую строчку, а  могут разглядеть всего несколько слов;
  • низкий словарный запас читающего. Чем ниже словарный запас, тем больше слов не понятно в тексте. Поэтому, прежде чем уловить смысл прочитанного, надо разгадать как можно больше значений слов;
  • отсутствие интереса ребёнка к материалу. Литература должна соответствовать возрасту ребенка;
  • незрелость нервной системы, повышенная утомляемость, не сформированное внимание. В этом случае надо понять, что читать быстрее в настоящее время он не может, скорость чтения увеличится вместе с созреванием и укреплением нервной системы ребёнка.

Как же помочь ребенку?

1. Выполняйте короткие, но частые упражнения. Гораздо лучше читать несколько раз в день, но по 5-7 минут, и пред сном.

2. Контролируйте и слушайте чтение ребенка, чтобы исправлять ошибки. Постарайтесь заинтересовать ребёнка в значении незнакомых ему слов.

3. Развивайте память ребёнка.

4. Не избегайте заданий на зрительную концентрацию, внимание и память. Чаще разгадывайте с ним ребусы кроссворды, шарады.

5. Расширяйте периферийное зрение ребёнка, которое поможет увеличить количество видимого текста, а, следовательно, ускорить процесс чтения (можно использовать таблицы Шульте).

6. Используйте приём параллельного чтения. Читайте то медленно, то быстро. Ребенок, читая вслед за вами, будет наращивать скорость чтения.

7. Как можно меньше критикуйте. Хвалите ребёнка за каждый успех, он должен чувствовать, что у него получается.

Успехов вам!

Другие мои статьи:

Специалист не оправдал ожидания? Или как адекватно оценить возможности своего ребенка.

Речевая готовность ребенка к школе

Сколько ждать и стоит ли?

Дисграфия. Формы. Преодоление.

Развитие речи младших школьников