При поступлении в школу ребенок должен правильно произносить все звуки и иметь значительный словарный запас. В этот период завершается усвоение грамматической системы языка. В речи ребенка используются сложные распространенные предложения. Дети самостоятельно замечают и исправляют ошибки в своей речи.
Однако все большее количество детей имеют нарушения речи на момент поступления в школу: нарушения звукопроизношения, бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие отдельных проявлений аграмматизма (общее нарушение грамматического строя речи, проявляющееся в неумении грамматически правильно изменять слова и строить предложения, а также в непонимании значения грамматических форм). Зачастую эти дети сталкиваются с трудностями и неуспеваемостью в школе. Для успешного усвоения детьми общеобразовательной программы необходимо выстраивать четкую и комплексную помощь логопеда и родителей.
Работа по развитию речи детей должна решать следующие задачи:
- коррекция нарушения звукопроизношения (при наличии на момент школьного обучения);
- развитие фонематических процессов;
- обогащение словарного запаса;
- работа над грамматическим оформлением речи;
- развитие и совершенствование связной речи;
- профилактика и/или коррекция нарушения письма и чтения.
Подробнее хотелось бы рассмотреть работу по обогащению словарного запаса (пополнению лексики), которая включает в себя различные направления:
1. Количественное обогащение словаря. Для полноценного общения у ребенка должен быть сформирован и накоплен достаточный словарь. Это происходит за счет усвоения детьми новых слов при ознакомлении с окружающей действительностью, совершенствованию и уточнению имеющихся знаний.
В норме у ребенка младшего школьного возраста количественный показатель словаря должен составлять свыше 4000 слов.
При обогащении словарного запаса школьников необходимо работать с синонимами, антонимами, многозначными словами, фразеологизмами.
Работа над всеми названными лексико-грамматическими категориями проводится при использовании наглядных средств обучения, практически без правил или научных определений, при минимальном количестве терминов. Она обогащает и активизирует словарный запас школьников, помогает передавать мысли наиболее выразительно, ярко, красиво.
2. Активизация словаря обеспечивается самостоятельным выделением новых слов: объяснением их значений, словообразовательной работой, составлением словариков, придумыванием предложений, совершенствованием написанного.
Важное место в формировании правильного грамматического оформления речи младших школьников занимает работа над словосочетанием и предложением. Здесь следует постоянно предлагать детям составлять предложения самыми разными способами: по вопросам, по образцу, по схеме из разрозненных слов, по опорным словам, по картинке, по заданной теме; соединяя два—три предложения в одно; разделяя на два простых. Немаловажен и анализ словосочетаний и предложения: определение составных частей и членов; установление связи между словами. Эффективны упражнения в выделении границы каждого предложения — большой буквой или нужным знаком препинания.
Все перечисленные виды упражнений вплотную подводят к решению главной задачи: формированию и совершенствованию связной речи.
Важная роль в построении связного высказывания принадлежит работе с текстом. Здесь возможны такие упражнения, как восстановление различных деформированных предложений со словами, данными вразбивку; где имеется только конец или начало и т.д. Помимо этого учащимся можно предложить задания по продолжению текста, пересказать его, найти в нем опорные слова, определить их роль, составить по ним свой текст. Развивая у детей фантазию, воображение, творческое мышление, необходимо включать в задания пересказы по отдельным фрагментам текста (началу, середине, концу, по серии картинок), различные его инсценировки.
Работа по совершенствованию связной речи — это завершающий этап в развитии всех компонентов речевой системы, создающей предпосылки для дальнейшего успешного обучения родному языку.
Таким образом, одно из главных направлений педагогической работы в начальных классах — развитие речи учащихся. Именно от его уровня во многом зависит качество обучения и воспитания младших школьников.
Другие мои статьи:
Специалист не оправдал ожидания? Или как адекватно оценить возможности своего ребенка.
Речевая готовность ребенка к школе
Дисграфия. Формы. Преодоление.