Найти тему
etonadovidet.info

Дневник ММКФ-2021: Часть 2

Продолжаем наш дневник 43-го Московского Международного кинофестиваля.

«Последняя “Милая Болгария”», реж. Алексей Федорченко

В конкурсе ММКФ-2021 показали новый фильм самого самобытного сегодня русского режиссера Алексея Федорченко. Картина вдохновлена автобиографическим романом Зощенко «Перед восходом солнца» и поначалу воспринимается как семейная сага лирического толка: главный герой Леонид – ботаник, сын ботаника – во время войны оказывается распределен в Алма-ату, где спасает сорт яблок, который вывел его отец. Он поселяется в доходном доме в комнате прежде занимаемой пропавшим писателем, который по совпадению ещё и любимый у героя. В камине Леонид находит писательские дневники, в которых угадывается судьба самого Зощенко, и начинает собственное расследование исчезновения того. Помимо прочего по соседству оказывается ещё гениальный русский режиссер Эйзенштейн, которого Кремль отправил в тыл снимать на местной студии свой небезызвестный шедевр. Далее запускается несколько сюжетных линий, часть которых подаются крайне незатейливо полиэкранами, напоминая оживший комикс в духе советского студийного кино. Интонация «Милой Болгарии» колеблется между трагизмом и абсурдом, за который  тут отвечает персонаж Эйзенштейна, мечущегося между японскими и мексиканскими театральными экзерсисами. С первого взгляда это всё кажется неприкрытой карикатурой, но Федорченко настаивает, что в этих эпизодах был документален. «Последняя “Милая Болгария”» – то зрелище, которое сложно поддается адекватному пересказу, такое кино нужно смотреть и судить самому.

Расписание показов фильма «Последняя “Милая Болгария”»

«Из рода зверей», реж. Лав Диас

Кажется, Лав Диас продолжает заигрывать с жанрами, если так вообще можно выразиться по отношению к этому автору. На этот раз в своем самобытном духе он деконструирует жанр вестерна – завязка фильма напоминает классический «Сокровище Сьерра-Мадре», а характеры героев фильма Диаса можно переложить на архетипы вестерна. Но филиппинский режиссер был бы не собой, если бы не держал фигу в кармане: заявленный около-приключенческий сюжет обрывается примерно на половине 3-часового хронометража, а дальше начинается узнаваемая диасовская драма про тиранию военизированных банд, вопиющую несправедливость по отношению к обездоленному народу и поиски своих святых, которые в этой картине и сами-то не так уж чисты на руку, но, что называется, нужно отделять зерна от плевел. Центральным темой «Из рода зверей» становится рассуждение о различии людей от животных, мол, мозг большинства людей не сильно отличается от мозгов, например, шимпанзе, но истинный скачок в развитии от животных возникает лишь в тех, кто не позволяет злу в себе случиться: Будда, Иисус, Ганди, мать Тереза и многие бытовые святые, имён которых мы не знаем. Именно последним и посвящает своё искусство Лав Диас.

-2

«Кометы», реж. Паскаль Таньяти

Получивший приз жюри последнего роттердамского фестиваля «Кометы» – это коллективный портрет одной корсиканской деревни, проживающей за одно лето маленькую жизнь. Этот фильм – кино-дебют театрального режиссера Паскаля Таньяти, – выглядит как нечто среднее между кинематографом Роберта Олтмана и «Мектуб» Абделатифа Кешиша. От первого «Кометам» досталась многофигурная композиция (в фильме больше дюжины равнозначных действующих лиц) с «коротким монтажом». От второго, собственно, атмосфера французского юга, разве что с меньшей фиксацией на юности и желании кого-нибудь снять, хотя и не без этого вовсе тоже. К космосу, как можно догадаться, лента Таньяти отношения никакого не имеет, а название носит метафорический характер. Большинство героев фильма посещают Корсику либо на летнее время, либо – кто из местных – норовят оттуда однажды уехать навсегда. Они как кометы, которые по своим блуждающим орбитам лишь вскользь пересекаются друг с другом и изредка навещают солнце.

Расписание показов фильма «Кометы»

-3

«К Луне», реж. Тадж О’Салливан

Как бы космическую тему продолжила ирландская лента Таджа О’Салливана, состоящая из кадров хроники и отрывков из классических фильмов, на которых запечатлена Луна. Аккомпанируется этот видеоряд разного рода художественными закадровыми посланиями небесному светилу. Луна манит и пугает, она сводит с ума, она становится свидетелем любовных признаний, и ей самой признаются в любви. Подобные киноманские видеоэссе нынче обычно наполняют vimeo и youtube, но почему бы и не быть такому фестивальному фильму. Несмотря на кажущуюся простоту метода, этот фильм работает как часы, и станет идеальной медитацией для романтиков и не чуждых астрономии энтузиастов. Как минимум это ещё и отличное пособие для тех, кто ведет дневник наблюдений фаз луны в истории кино – лично знаю, что такие люди есть.

Расписание показов фильма «К Луне»

-4

«Криптополис», реж. Дэш Шоу

Это независимая американская фантастическая анимация про заповедник мифических животных, которые само собой существуют во вселенной фильма, про борцов за их права и охотников на них, соответственно. Анимация рисованная, исполнена в психоделическом стиле, время действия судя по прологу с хиппи – рубеж 60-70-х. Наверное что-то подобное можно было бы ожидать увидеть в Саус-парке, и думается, что у них могло получиться посмелее, т.к. фильм Дэша Шоу будто становится заложником конструкции жанра приключенческого экшена с эксплицитным анти-ксенофобским месседжем.

-5
-6

«Вниз по течению к Киншасе», реж. Дьёдо Хамади

В неизменно радующей любопытными картинами программе «Свободная мысль» показали редкую птицу – гражданскую документалку из ДР Конго. Лента проехалась по крупным фестивалям мира: Торонто, Лейпциг, прошла отбор прошлогоднего Каннского фестиваля. В центре сюжета группа выживших жертв Шестидневной войны 2000 года между армиями Уганды и Руанды в конголезском городе Кисангани. Каждый из героев фильма после той катастрофы остался инвалидом, но за прошедшие 20 лет правительство так и не признало войну и не выдало компенсацию пострадавшим. Тем не остается ничего другого, как собрать отряд и по величественной реке Конго отправиться в Киншасу с требованиями перемен. Глаз документалиста нельзя назвать холодным, это кино бьёт по эмоциям и достигает своей цели. В одной из лучших сцен фильма герои устраивают истеричный митинг на глазах покидающих парламентское здание местных депутатов, которые и не скрывают своего вызывающего смех недоумения от того, что тут происходит. При этом возникает резонный вопрос, а должна ли быть документалистика такой? Фильм практически полностью оставляет за кадром исторический контекст, мнение противоположной стороны – а, скажем, мнение ООН, к стенам которой безуспешно также идут герои, услышать хотелось. В финале победу на выборах нового президента ДР Конго одерживает оппозиционный кандидат, что в фильме преподносится как личная победа протагонистов, но является ли она истинно таковой для них – ещё вопрос.

Автор: Бодухин Михаил.