Найти тему

Как получить в наследство аккаунт в соцсетях?

Оглавление
Photo by Firmbee.com on Unsplash
Photo by Firmbee.com on Unsplash

На днях выяснилось, что российские блогеры заработали в 2020 году более 11 млрд.рублей, что примерно равно доходу всех российских радиостанций и на треть превышает доходы газет и журналов, вместе взятых. Не только Ксения Собчак или Wylsa.com, но и локальные микро- и нано-инфлюенсеры зарабатывают на своих блогах. А блог — это все-таки интеллектуальный продукт, создание которого само по себе имеет цену и ценность. Это актив, который можно украсть, продать или передать по наследству. Возможно ли это с юридической и “понятийной” точек зрения?

Купить или продать (спойлер: сделки чаще всего незаконны)

Куплю-продажу можно оформить договором с описанием условий перехода канала, группы или аккаунта от одного человека к другому. Но аккаунты в социальных сетях принадлежат самим соцсетям, поэтому законно продать или купить какой-то аккаунт можно только в ВКонтакте. Ни в Facebook, ни в Instagram, ни в Youtube такой возможности нет. При желании сторон договориться возможно все, что хочется: договор, который по закону недействителен, нужен, скорее, как мера регулирования ответственности всех участников сделки. А вот в Telegram правилами запрещено продавать и покупать аккаунты, но фактически сеть не вмешивается в эти процессы.

Важно другое: покупка раскрученного аккаунта с приличным числом подписчиков, с целью получать от него прибыль, не всегда выгодна покупателю. Ведь часто люди подписаны на конкретного человека, контент которого им симпатичен. Стоит этому человеку уйти, пользователи могут потерять интерес к аккаунту. Исключение могут составлять анонимные или групповые каналы, как правило, в Telegram. Хотя примеров падения популярности и здесь достаточно. Например, некогда топовый Telegram-канал Бывшая, проданный в 2017 году за очень большие деньги, аудиторию свою после продажи постепенно растерял. Если в ноябре 2017 года он имел почти 74 тыс. подписчиков и в среднем около 172 тыс. просмотров одной публикации, то сейчас число подписчиков уменьшилось вдвое, а просмотры упали в десятки раз. Впрочем, в данном случае дело не только в факте продажи аккаунта: свежесть и новизна темы утрачена. Да и за прошедшие 3 года число самых разных каналов в Telegram существенно выросло.

То есть, проблема купли-продажи аккаунтов состоит не в несовершенстве законодательства, а в том, как и с кем вы договариваетесь о сделке. Грубо говоря, если из компании увольняется SMM-щик, обладающий паролями от всех соцсетей, то закон тут мало чем поможет. К такому надо быть готовым заранее: в компании всегда должен быть “дублер”, который хранит пароли и может контролировать аккаунты. Плюс, в идеале — не надо брать на работу людей, которые потом могут вас “кинуть”.

Как поделить аккаунт при разводе (спойлер: почти никак)

Аккаунт в соцсети может быть одним из активов бизнеса, а значит, может быть объектом авторских прав: так официально определил Суд по интеллектуальным правам. Но этот касается бизнес-аккаунтов, а у блогеров все сложнее: их аккаунты являются по содержанию сугубо личными.

Пример: одна семья решила развестись, и не могла поделить свой вполне успешный аккаунт. Каждому, видимо, хотелось продолжать зарабатывать на нем единолично. Но суд отказал в разделе на том основании, что страница в соцсети — это только виртуальный ключ, дающий доступ к сервису. А не какая-то часть совместно нажитого имущества. В российском (как и во многих других) суде поделить такую виртуальную вещь, как аккаунт, практически невозможно. Поэтому людям все-таки приходится договариваться между собой по-человечески.

Унаследовать аккаунт умершего человека (спойлер: завещание)

Ожидается, что к началу 2070-х году число аккаунтов умерших людей в Facebook превысит число аккаунтов живых пользователей. Создавая когда-то соцсети для общения, разработчики всерьез не думали над вопросом: “А что будет с аккаунтами, владельцы которых умрут?”. Сейчас же они могут предложить нам следующее:

  • В Facebook можно удалить аккаунт или установить для него памятный статус, чтобы сохранить контент под управлением “хранителя”, заранее определенного владельцем страницы. Но кто думает о хранителе заранее?..
  • Instagram работает так же, как Facebook, а удаление страницы доступно лишь родственникам, доказавшим соцсети свое родство с усопшим.
  • ВКонтакте страницу можно либо удалить, либо оставить неизменной, но без возможности размещения постов и комментариев.
  • В Одноклассниках можно только удалить страницу, отправив запрос в службу поддержку. Такие же правила действуют в Twiiter.

Беда в том, что digital-мир развивается так стремительно, что физический и юридический миры за ним просто не поспевают. И это касается не только соцсетей. Бывали случаи, когда люди хотели получить доступ к электронной почте своих покойных родственников — там хранились важные семейные данные или из т.н. “интеллектуального и творческого наследия”. Помните эпизод “Черного зеркала”, в котором мать погибшей девушки хотела получить доступ к ее почте, чтобы выяснить причину гибели? Так вот, не в кино, а в реальности, почтовый сервис, опираясь на статью 63 Закона «О связи», может отказать в таком доступе. Оперируя законами о сохранении и защите персональных данных, может отказать и социальная сеть, и любая иная цифровая платформа.

Единственным способом получить нужные доступы и данные в подобной ситуации может стать запрос на право обладания не самым аккаунтом, а тем, что в законодательном смысле является объектом права. То есть:

  • имущество в виде накоплений в электронном кошельке
  • нематериальные объекты — например, личные сообщения, относящиеся к личной и семейной тайне
  • интеллектуальные объекты — фото, видео, литературные тексты и т.п.

Если у почившего есть завещание, определяющее принципы наследования подобных объектов — то вопрос можно спокойно решать юридически.

Вывод

Во всех случаях передачи аккаунтов другим лицам, есть неурегулированные законом моменты. И у всех участников процесса есть свои риски. Но вряд ли юные нынешние блогеры готовы составлять завещание с включением в него объектов права из собственных аккаунтов. А счастливая семья, сегодня раскручивая собственный бизнес в Instagram, не думает о том, как при разводе они будут делить детей, квартиру и страницу в интернете. Создатели популярных аккаунтов тоже часто не думают, что они будут делать, когда им надоест “трудиться известным блогером” и как они будут оформлять сделку купли-продажи.

Получается, что, если по какой-то причине страница или группа в социальной сети, канал в Telegram или Youtube должен будет сменить владельца, главное — уметь договариваться и подробно описывать ответственность сторон. Пусть даже такой договор будет для суда ничтожным. Но когда-нибудь законодательство поспеет за цифровой реальностью, и облегчит всем нам подобные процессы.