Найти в Дзене
Mantropology 🏆

3 гениальных русских изобретения, которые ничего не дали миру

Оглавление

Бывает так, что даже самые светлые и новаторские идеи остаются не замечены современниками и забыты потомками. Грустно осознавать, но именно такая участь постигла многих русских изобретателей. Здесь я как раз хотел бы рассказать про троих людей, которые создали гениальные изобретения, но никто этого не заметил.

Станок Нартова

Русский скульптор и механик Андрей Нартов ещё в 1721 году построил первый в мире токарно-винторезный станок. В 1755-м он даже написал монументальный труд, в котором описал 36 разных видов станков: «Театрум махинариум, или Ясное зрелище махин».

 Станок Нартова, действующая копия
Станок Нартова, действующая копия

Однако печальная правда состоит в том, что гений Нартова вообще ничего не дал миру. После его смерти об изобретателе все забыли, а его разработки отправились пылиться по архивам и музеям. Производить передовые станки Нартова никто и не думал, и мастера продолжали по старинке работать в артелях.

Спустя 80 лет токарный станок все-таки изобрели заново, и с тех пор производство изменилось навсегда. Сделал это британец по имени Генри Модсли в 1800 году.

Самолет Можайского

В 1862 году, Александр Можайский перешел на гражданскую службу. С 69-го года он экспериментировал с воздушными змеями. По началу Можайский действовал в лоб и буквально использовал в конструкции птичьи перья, но с годами его методы развивались, и к 1877 году он сумел построить воздушный змей, способный поднять человека. По словам очевидцев, планер Можайского уже имел фюзеляж в форме лодки, крыло и разгонялся на конной тяге.

В 1878 году конструктор запросил у министерства 19 000 рублей на разработку натурного самолета, но получил отказ. Тогда Можайский стал вкладывать в проект свои средства. На средства немногочисленных инвесторов он смог поехать за границу и заказать у фирмы «Арбекер-сын и Хемкенс» паровые двигатели для своего аппарата.

 Самолет Можайского, макет
Самолет Можайского, макет

Летом 1882 года конструктор представил под Петербургом свой самолет. Подробных документальных свидетельств об испытаниях машины не сохранилось, но до нас дошли публикации, сделанные уже после смерти Можайского. В одной говорится, что самолет потерпел крушение на взлете, а другая добавляет, что имел место кратковременный отрыв от земли.

Так или иначе самолет Можайского так и не отправился в полноценный полет, хотя и был совершенно новаторским изобретением.

Трамвай Пироцкого

Федор Пироцкий был изобретателем-одиночкой. В 1874 году он начал проводить эксперименты на Волковском поле в Санкт-Петербурге. За год он электрифицировал больше километра железной дороги и запустил по ней вагоны на электрической тяге. В его конструкции рельсы были подключены к генератору Грамма и изолированы от земли.

В 1880 году Пироцкий перевел несколько конных городских трамваев на электрическую тягу и начал возить на них жителей Санкт-Петербурга. Испытания первого в мире трамвая продолжались целый месяц, но дальше эксперимента дело не пошло. Как водится, на продолжение работы у изобретателя не было денег, а власти не стали его спонсировать. К тому же против изобретения протестовали владельцы конных трамваев.

Однако трамвай Пироцкого заинтересовал общественность за рубежом. Вскоре с ним встретился немец по имени Карл фон Сименс и подробно расспросил изобретателя о его машине. Стоит ли удивляться, что в 1881 году братья фон Сименс (основатели той самой фирмы Siemens) запатентовали свой трамвай и открыли в Берлине первую электрическую трамвайную линию.

 Вернер фон Сименс запускает первую трамвайную линию между Берлином и Лихтерфельдом
Вернер фон Сименс запускает первую трамвайную линию между Берлином и Лихтерфельдом

В Российской империи постоянно действующий электрический трамвай появился только 11 лет спустя. Причем даже не в Петербурге, а в Киеве.

Такова печальная история гениальных русских изобретателей. А вы слышали о других подобных случаях?