Игорь Стравинский является по-настоящему легендарным композитором. Он дебютировал в 22 года, а в 28 его имя уже гремело на весь мир. Однако я не вижу смысла вдаваться в подробности биографии Стравинского, ведь единственный способ ощутить его величие – это послушать его музыку.
Но все же для затравки я поделюсь с вами несколькими историями из жизни композитора. Игорь Федорович прожил долгую и насыщенную жизнь и был человеком незаурядным, так что анекдотических случаев с его участием достаточно. Вот несколько особенно ярких:
Шпионский портрет Пикассо
Эта история лучше всего звучит в пересказе самого Стравинского, так что я не буду искажать его нарратив и просто приведу цитату:
«Из Неаполя я вернулся в Рим и провел чудесную неделю у лорда Бернерса. После этого надо было возвращаться в Швейцарию, и я никогда не забуду приключения, которое случилось со мной на границе в Кьяссо. Я вез с собою свой портрет, незадолго до того нарисованный Пикассо.
Когда военные власти стали осматривать мой багаж, они наткнулись на этот рисунок и ни за что не хотели его пропустить. Меня спросили, что это такое, и когда я сказал, что это мой портрет, нарисованный одним очень известным художником, мне не поверили: «Это не портрет, а план», – сказали они. «Да это план моего лица, а не чего-либо другого», – уверял я.
Однако убедить этих господ мне так и не удалось. Все эти пререкания отняли много времени, я опоздал на свой поезд, и мне пришлось остаться в Кьяссо до следующего утра. Что же касается моего портрета, то пришлось отослать его в британское посольство в Риме на имя лорда Бернерса, который впоследствии переправил мне его в Париж дипломатической почтой».
Богатый покупатель
Как-то в Лондоне на аукционе продавалось с молотка первое издание партитуры одного раннего балета Стравинского. Много состоятельных ценителей собрались, чтобы приобрести такую редкую вещь. Борьба была ожесточенной и торги затянулись: какой-то старый седой господин не давал конкурентам спуску и раз за разом повышал цену. В результате, он все-таки выкупил партитуру за три тысячи фунтов стерлингов.
После торгов покупателя обступили репортеры: «Кто вы такой и откуда такое желание выкупить партитуру?». «Игорь Стравинский, – представился он, и улыбаясь, добавил: Я никогда не представлял себе, что за собственную партитуру придется платить вдвое больше того, что когда-то в молодости я получил за весь балет!»
Ценитель джаза
Однажды Стравинский был на приеме в Стокгольме, устроенном в его же честь. В беседе композитора спросили, что он думает о джазе. «То же самое, что и двадцать лет назад» – ответил он. «А как вы относились к джазу двадцать лет назад?» «Этого я не помню».
Таксист с мировым именем
Как-то, остановившись в Нью-Йорке, Стравинский взял такси и с удивлением прочитал на машине свою фамилию. Он спросил водителя: «Вы не родственник композитора?». «Разве есть композитор с такой фамилией?» – удивился шофер. «Впервые слышу. Впрочем, Стравинский - это фамилия владельца такси. А сам я не имею ничего общего с музыкой – моя фамилия Россини...»
И все-таки нельзя составить материал про Стравинского, не прикрепив хотя бы немножко его музыки. Поэтому рекомендую к прослушиванию его короткую симфоническую фантазию «Фейерверк». По-моему она прекрасно отражает авторский стиль композитора.