Казалось бы, что в этом такого. Раз будуар – женская комната, то вполне очевидно, почему мужчинам до конца XIX века вход туда был запрещен. Мало ли дама переодевается или приводит себя в порядок. Но была и другая причина. Женщины занимались там не только наведением марафета, но и изучали научную литературу. А делать это прилюдно – моветон.
Об этом факте я узнала на экскурсии в музее «Дворец наместника» в Тобольске, побывав в помещении, представляющем собой собирательный образ старинного будуара. Справедливости ради отмечу, что представительницы прекрасного пола не только здесь запрещенку читали, но и занимались вышивкой, примеряли украшения и платья с корсетами, вертелись возле зеркала, содержащего в своей отражающей основе серебро. Так что наравне с поговоркой «красота требует жертв» могла быть вполне актуальна и «любо-дорого посмотреть».
Про стандарты красоты тоже забывать не стоит. Что им эти наши 90-60-90. Во времена корсетного бума идеально было, когда женскую талию можно было обхватить, сомкнув пальцы обеих рук. Не удивительно, что женщины на каждом шагу падали в обморок.
Есть в музее и еще один «собирательный» зал – стилизованный под помещение старинной гимназии. Обучение в Сибири мало чем отличалось от Центральной полосы России, так что опарафинивались школьники везде одинаково.
Дело в том, что, поступая в гимназию, ученик получал не чернила, бумагу и перо, а парафиновую табличку. На ней «писалом» (специальной палочкой: заостренной ее стороной можно писать, а с помощью противоположной исправлять ошибки) он выводил буквы или слова. Если школяр капитально сыпался, то над ним смеялись и говорили, что он опарафинился. Видимо, приходилось много стирать, и кругом все было в парафиновых стружках. Но после уроков табличку переплавляли, и на утро она была как новая.
В те времена гимназисты, как в наших современных начальных школах, занимались в одном кабинете. И о пятерке мечтал не каждый, ведь система оценок была то трех-, то семи-, а то и десятибалльной. И вообще вплоть до середины XIX века российские учителя не использовали цифры, а давали словесную оценку: «худо успевает», «отчасти годится», «похвально» и т. д. При этом оценки характеризовали не столько уровень знаний, сколько отношение ученика к учебе, например, можно было найти, например, характеристику «ленив».
Непослушных школяров ставили в угол не для того, чтобы они простояли спиной к классу, думаю о своем поведении. Просто раньше там находились розги. Если и это не вразумляло, то ставили голыми коленями на горох.
А какие истории появления выражений знаете вы?
Автор: Аня Борисова