Найти тему
MAD TOSBY

ММКФ 2021 «Чрево моря»: из глубины

Фото ©️ ММКФ
Фото ©️ ММКФ

Ди­алог прош­ло­го и нас­то­яще­го, жи­вопи­си и ки­но — всё это оче­ред­ной кон­курсант 43-го Мос­ков­ско­го Меж­ду­народ­но­го ки­нофес­ти­валя «Чре­во мо­ря». Па­рал­ле­ли про­води­ла Ксе­ния Мас­ленни­кова

Что нас ждёт, мо­ре хра­нит мол­чанье,
Жаж­да жить су­шит сер­дца до дна,
Толь­ко жизнь здесь ни­чего не сто­ит,
Жизнь дру­гих, но не твоя.
«Ария», «Штиль»

Сю­жет «Чре­ва мо­ря» (2021) Агус­ти Виль­ярон­га ос­но­выва­ет­ся на ре­аль­ных со­быти­ях 1816 го­да, став­ших ос­но­вой для дру­гого про­из­ве­дения ис­кусс­тва — по­лот­на Те­одо­ра Же­рико «Плот “Ме­дузы”» (1818 — 1819). У бе­регов Се­нега­ла фран­цуз­ский ко­рабль сел на мель. В це­лях спа­сения пас­са­жиров и эки­пажа бы­ло при­нято ре­шение об эва­ку­ации. Ло­док на всех не хва­тило — был сконс­тру­иро­ван плот для раз­ме­щения лю­дей и про­ви­ан­та, ко­торый был взят на бук­сир. То ли по не­дос­мотру, то ли ко­рыс­тно­му умыс­лу бук­си­ровоч­ный трос обор­вался, и плот унес­ло в от­кры­тое мо­ре. Да­лее сю­жет раз­во­рачи­ва­ет­ся сог­ласно тек­сту пес­ни груп­пы «Ария», пос­тавлен­ной в ка­чес­тве эпиг­ра­фа к этой ре­цен­зии.

Чёр­но-бе­лое (за ис­клю­чени­ем оп­ре­делён­ных сю­жет­ных ли­ний, ре­шён­ных в цвет­ной блек­лой гам­ме) по­вес­тво­вание раз­во­рачи­ва­ет­ся в двух плос­костях: ис­то­ричес­кой и сов­ре­мен­ной на­шим дням. Пе­ри­оди­чес­ки оно пе­реби­ва­ет­ся кад­ра­ми со спа­сени­ем эмиг­рантов и тру­пами по­гиб­ших, рис­кнув­ших пе­ресечь мор­скую гра­ницу. Мо­ре, слов­но зер­ка­ло, об­на­жа­ет ду­ши че­лове­чес­кие, наг­лядно по­казы­вая: на что спо­собен пой­ти че­ловек ра­ди вы­жива­ния и как да­леко он мо­жет зай­ти. Но да­же сре­ди бес­прос­ветно­го мра­ка и ужа­са по­доб­но бе­лому па­русу ко­раб­ля на го­ризон­те сла­бо проб­лёски­ва­ют ос­татки че­ловеч­ности, ещё жи­вущие в пер­со­нажах.

Воз­вра­ща­ясь к Же­рико и «Пло­ту “Ме­дузы”»: фильм пос­то­ян­но ве­дёт ди­алог с этим по­лот­ном — это и встав­ки не­пос­редс­твен­но­го изоб­ра­жения кар­ти­ны и её фраг­ментов, и ал­лю­зии в ви­де её ци­тиро­вания, и за­шиф­ро­ван­ные от­сылки к ис­то­рии на­писа­ния кар­ти­ны. «Чре­во мо­ря» и «Плот “Ме­дузы”» род­нит не толь­ко об­щий сю­жет, взя­тый за ос­но­ву, но и то, с ка­кой целью он был ис­поль­зо­ван. И Же­рико, и Виль­ярон­га с по­мощью от­дель­но взя­того со­бытия го­ворят каж­дый сво­им язы­ком об об­щих мо­раль­ных, эти­чес­ких, а так­же сов­ре­мен­ных его стра­не и вре­мени проб­ле­мах, при­давая сю­жету ста­тус внев­ре­мен­но­го.