Всем привет, дорогие любители фантастики и фэнтези. Сегодняшняя статья будет в какой-то мере познавательной, так как в ней мы с Вами рассмотрим наиболее известные поджанры фантастики.
И по старой традиции, для придания статье необходимого настроения, я подобрал для Вас ассоциирующийся с жанром звуковой ряд.
Но прежде, чем мы начнем, хочу предложить Вам 60 дней бесплатного доступа к Яндекс Плюс по моему коду (NU24RS6LLD), благодаря чему Вы сможете смотреть фильмы и сериалы в высоком качестве на КиноПоиск HD, слушать музыку без рекламы на Яндекс.Музыка, а так же получите прочие "вкусности", такие как кешбэк баллами в Яндекс Go. (Действует только для новых пользователей).
И начнет нашу статью, пожалуй, самая массовая разновидность жанра под названием "научная фантастика" (также известная под названием сай-фай/sci-fi от английского science fiction).
Эта разновидность фантастики именуется "научной", так как базируется на вымышленных технологических достижениях, фундаментом для которых являются либо научные допущения, либо действующие (пускай и не доказанные) научные теории.
К примеру, технология ВАРП-двигателей в фантастике: в "Звёздном Пути" она базируется на реальной теории в физике, именуемой "Пузырь Алькубьерре".
Примеров сай-фая в кино и на тв достаточно много, но в качестве примера можно привести сериалы "Звёздный Путь", "Пространство", Звёздные Врата".
Следом идет более редкий собрат "научной фантастики", под названием "твердая научная фантастика" (hard science fiction).
По сути данный поджанр подпадает под описание, приведённое выше, за исключением одного НО: в твёрдой научной фантастики нет никаких допущений, а все фантастические аспекты жанра строго подчинены современной физике.
Твёрдая научная фантастика в кино и на TV гость довольно редкий.
Полагаю, примером жанра может послужить японский анимационный телесериал "Странники" (ΠΛΑΝΗΤΕΣ).
Ещё одним интересным жанром фантастики является "космическая опера/космоопера" (space opera).
Данная разновидность характеризуется, как правило, масштабом событий, а в руках главных героев судьбы не просто неких планет, а чуть ли не галактик или даже целой вселенной.
Как понятно из названия, немалая часть событий происходит в космическом пространстве, где нередко освещаются эпичные баталии с применением супер технологий. Также замечу, что "космоопере" иногда присущи и некоторые сверхъестественные, ненаучные аспекты.
Примерами жанра послужат "Звёздные Войны" в кинематографе и "Вавилон 5" на TV. Любителям аниме данный жанр может быть знаком по анимационному сериалу "Легенды о героях галактики".
Далее отмечу такую разновидность жанра, как "боевая фантастика" (military science fiction).
Её отличительной чертой служит более примитивный и крайне стремительный сюжет, нежели в прочих поджанрах, а основой "боевой фантастики" являются грандиозные сражения с применением футуристичного оружия (роботы, боевые экзоскелеты и т.п.), а главные действующие лица представляют собой членов различных военных организаций.
За примерами далеко ходить не нужно: большинству жанр знаком по кинокартине "Звездный Десант".
Продолжит список, так называемая "космическая одиссея" (space odyssey).
Название жанра отсылает нас к классической поэме "Одиссея" древнегреческого поэта Гомера, а сам жанр переигрывает на фантастический лад древнюю поэму.
Сюжеты обычно повествуют о команде космического корабля, которая пытается вернуться домой или же выполняет важную миссию в глубоком космосе, результаты которой имеют глобальные последствия.
К примерам жанра я бы отнес "Звёздный Путь: Вояджер", Звёздные Врата: Вселенная" и спин-офф "Вавилона 5" под названием "Крестовый Поход."
Дополнит список "планетарная фантастика" (planetary romance).
В данном жанре события происходят в пределах одной планеты, которая характеризуется экзотическими флорой и фауной (существа, растения и пейзажи здесь ограничены лишь воображением авторов).
Самый известный пример "планетарной фантастики", конечно же, "Аватар" Джеймса Кэмерона. Также к примерам я бы отнес кинокартину Джон Картер" по мотивам книг Эдгара Берроуза.
Далее у нас идет "темпоральная фантастика", она же "хронофантастика". Также этот жанр иногда встречается под названием "хроноопера".
Данный жанр крайне популярен в кино и на TV, а в качестве основы его повествования используются идеи о путешествия во времени.
Жанр крайне обширен, а его представителей неимоверно много. Например "Машина Времени", Эффект Бабочки", "Назад в Будещее" и т.п.
Следом идет "психологическая фантастика".
В данном жанре сюжеты базируются на внутреннем мире человека в различных фантастических ситуациях и обстановке. К примеру, психические расстройства личности, долгое время пребывающей в глубоком космосе в одиночестве; контакт человека с неким инопланетным видом, который ментально пытается общаться при помощи памяти человека, показывая ему образы его прошлого, и так далее.
Примером "психологической фантастики" послужит любая из экранизаций книги Станислава Лема "Солярис".
Дальше у нас два необычных поджанра фантастики: "условная фантастика" и "странная фантастика".
Оба они не особо популярны, но всё же заслуживают упоминания, хоть описать их весьма сложно.
В условной фантастике события носят некий абстрактный характер, который не имеет никакого научного и даже сверхъестественного обоснования. Думаю, Вам проще будет понять суть жанра по описанию рассказа Бориса Рахманина «Привет Почтмейстеру!», где почтальон разносит письма по различным эпохам, как прошлого, так и будущего.
Если говорить про кино, то к примерам я бы отнес картину "Меняющие Реальность".
Что касается "странной фантастики", то он, скорее, характеризуется сильно выраженным сюрреализмом в окружающем антураже и образах.
Думаю в качестве примера подойдет мультфильм Хаяо Миядзаки "Унесённые призраками".
Продолжит список "социальная фантастика", которая делится на несколько пунктов, наиболее известные из которых "утопия", антиутопия" и "дистопия".
"Утопия" описывает идеальную модель общества, где нет преступности, горя, а человек человеку друг. Честно говоря, не могу вспомнить ни одну утопию в фантастике, которые по итогу не осталась бы таковой до последней секунды.
"Антиутопия" вопреки широкому мнению не является антиподом "утопии". Дело в том, что общественный строй в "антиутопии" может быть вполне успешным, но иметь некоторые запреты и ограничения (законы). Большая часть ныне существующих стран вполне подпадает под эти критерии.
А вот что является антиподом "утопии", так это "дистопия", в которой описывается дегуманизация, тоталитаризм и моральное разложение общества.
Кстати, жанр "киберпанк" также являются антиутопией/дистопией, но о жанрах панках в другой раз.
Примерами социальной фантастики выступят "451 градус по фаренгейту", "Эквилибриум", "Голодные Игры".
Следом ещё два жанра: "апокалиптика" и "постапокалиптика".
"Апокалиптика" повествует о глобальных катастрофах (как природных, так и техногенных).
Сам жанр был популяризирован во времена "Холодной Вoйны", а посему часто описывает сюжеты ядерных катастроф.
В "постапокалиптике" же повествование строится на выживании после этих самых глобальных катаклизмов.
Дальше у нас жанр "альтернативная история".
Стиль представляет собой воображаемое настоящее или будущее, которое могло бы быть, если бы какие бы то ни было реальные исторические события имели альтернативный финал. (К примеру победа Германии во 2 мировой и так далее).
Примером альтернативной истории на телевидении является телесериал "Человек в высоком замке" по мотивам романа Филипа Дика.
И закончит наш список "религиозная фантастика".
Хоть в жанре имеется слово "религиозная", но сюжеты в жанре необязательно повествуют о Боге, ангелах и т.п., а скорее затрагивают духовно-философские темы о жизни и cмepти и так далее.
Примером "религиозной фантастики" может послужить кинокартина "Открытие".
- Любишь фантастику? Загляни на мой YouTube канал
А на сегодня у меня всё. Если статья оказалась Вам полезной или интересной, то не забудьте отметить это лайком, и быть может подписаться на канал. До новых "встреч".