Найти тему
Александр Асов и К°

ТРАВЕНЬ (Купалень) — третий месяц ведического года

Купалень или травень — третий месяц ведического года. Продолжается с 22 мая по 21 июня. В «Книге Велеса» месяц посвящен богу Купале.

1 купальня (22 мая) Семик Велеса и Ярилы. 1–7 купальня (22–28 мая). 7 планид Яра.

Через Сед-мериду 1 купальня в год Воскресения Буса проходила звезда a-Змееносца (Рас-Альхаг) и g-Ориона (созвездие Ярилы). 3 купальня — звезда a-Зайца (Арнеб). 7 купальня — a-Ориона (Бетельгейзе).

Это день Рождения Ярилы. В этот день рассказывают, как Велес стал супругом Дивы Дыевны у озера Светлояр. Как приподнёс ей заветный ландыш-цвет (Коляда V, 5). Потомок Велеса Суревича — он внук Солнца, а по матери внук Дыя, отсюда его сила и ярость, весенняя буйность молодости, но также и мистическая мудрость.

Также в эти дни родившийся Яр проходит по семи домам-планетам (подобно Велесу в овсене). Эти дома — суть также дни недели.

Начиная с 1 купальня, бог Ярило-лунный пашет землю, сеет яровые (средний посев яровых хлебов).

Пашет пахарь в поле, понукивает,
И соха у него поскрипывает,
И по камешкам лемех почиркивает...
«Книга Коляды», Веда Купалы

Но вот 2 купальня появляется Мориан Сивый. Он полагает, что следует перестать пахать, нужно идти собирать дань с народов, поклоняющихся ему. Но Ярила (в день Марса-Яра) пахать не перестаёт.

Потому в сей день волхвы пели песни, повествующие о борьбе земледельческих богов Ярилы и Мориана (Кащея Трипетовича). Вспоминали и о битвах греков и славян-скифов в Причерноморье (греческого Кащея — Триптолема и славянского Яра), о том, как греки отвоевали у славян черноморское побережье и основали на месте славянских городов греческие колонии.

Согласно «Русским Ведам» и греческим легендам, тогда, 3 купальня, Ярило-Гермес (греки его называли богом скифов Линхом) был обращён в Зайца (либо Рысь). В Малом Коло это происходит 3 купальня, когда Сед-мериду пересекает звезда Арнеб из созвездия Зайца, что под Орионом-Ярилой. Заметим, что над Орионом в это же время является созвездие Рыси, что вызвало легенды о том, что Ярило обращается в Рысь.

4 и 5 купальня (дни Юпитера и Венеры) Ярило бежит от преследования Морианом в Навь, его встречают Велес-Юпитер и Вила-Венера. Есть и предание о том, что если в 4 купальня Солнце-Ярило яркое, значит, Кащей его не смог победить и лето будет жарким.

5 и 6 купальня вместе с Кащеем и Ярилой возвращаются комары (5) и тёплые ветра (после 6), которые зиму провели, как считали в старину, на юге. Комары — это спутники Кащея, также и холодные ветра, в последний раз дующие 6 купальня. А тёплые ветра — спутники Ярилы.

И вот 6 купальня, в день Рода-Седыя (Сатурна), Ярила перешёл речку Смородину и оказался в Нави. То есть он умер, потому в сей день хоронили куклу, изображающую бога Ярилу. На Седыя ещё дует сиверко (северный ветер). В сей день с полночи прилетает на Северном ветре Коза Седуня оплакивать правнука Ярилу, и потому в сей день холодает.

Почитатели Рода-Седыя кудесники-седуны (в Индии сиддхи, у кельтов Веда — сиды) приносят Седыю бескровные жертвы, повторяющие жертву Ярилы. Эти дни благоприятны для свершения чудес. В эти же дни почитатели Козы Седуни и её детей — Дыя, Вия и Дивии приносят в жертву козу (отсюда выражение: драть как Сидорову козу). Сии ведьмы и ведьмаки часто лишь подражают седунам и портят то добро, что они творят.

Но вот наступает 7 купальня, солнечный день. Тогда Велес-Солнце пришёл Яриле-Солнцу на помощь: Кащей был заточён в пещере, а Заяц вновь был обращён в бога Ярилу. На небе явилась звезда a-Ориона (Бетельгейзе).

В эти дни хоронили Ярилу, и он умирал подобно посеянному зерну, но потом прорастал и возрождался. И Ярилу молили:

Батюшка Ярило!
Дай дождя большого!
На нашу рожь, на бабий лен
поливай ведром!

8 купальня (29 мая). Бус Белояр и Ярила. 9 купальня. День Буса — Неведомого Бога.

Через Сед-мериду 8 купальня в год Воскресения Буса проходила a-Ориона (Бетельгейзе).

В сей день, 8 купальня, вспоминали о том, что Бус Белояр был из рода Яров. Бус Сам был Ярилой эпохи Белояра. И потому Бус прожил жизнь, сродную с жизнью Ярилы. Войны Буса Белояра с Германарехом и Амалом Вендом, религиозное противостояние славянской и греческой вер Времени Буса трактовалось волхвами как продолжение борьбы Яра и Чёрного бога.

Бус Белояр также был неведомым миру Утешителем, как о Нём и было предвещено Иисусом (Ин. XIV, 16–18; XVI, 7–15). Бус был Духом Истины, которого мир не смог принять, потому что не увидел Его, как о том и сказал Иисус. И об этом вспоминалось в ведических храмах в древний день Неведомого Бога.

29 мая, когда славяне поминали имя Буса, нового Ярилы, в церквах вспоминали преподобного Феодора Освященного, который был вторым Пахомием, сиречь учеником Пахомия, и умер одновременно с распятием Буса Белояра в 368 году. А на следующий день, 30 мая п.г., читали текст из Деяний (XVII, 19–28) о том, как Павел учил, что Неведомый Бог, коему поклонялись в сей день, был Иисусом.

Следили в сии дни и за листьями дуба, если они разворачиваются «лениво», подобно заячьим ушам, то это значит, что Ярила обратился в Зайца, его преследует Чернобог, и потому не жди хорошего урожая яровых хлебов.

10–12 купальня (31 мая — 2 июня). Три поездки Семаргла Сварожича.

13 купальня (3 июня). Отдание Праздника обретения Семарглом Креста и Книги Вед.

В сии дни поминаются три поездки Семаргла Сварожича из «Книги Коляды» (Веда Купалы). Согласно сей песне, 10 купальня, во время первой поездки, Огнебог победил войско Кащея. Победа его в природе отмечается тем, что все дубовые листья разворачиваются из почек.

А во время второй поездки Семаргла, 11 купальня, он попал в замок дочери Перуна Деваны и её 7 прислужниц. И едва остался жив. По преданию, Девана заманила Семаргла на подложную кровать. Если бы Семаргл лег на неё, то он оказался бы в подземелье, подобно другим витязям. Но Семаргл разгадал хитрость и разрубил Девану мечом. Однако удар Семаргла часто приводил к чудесным последствиям. Например, от удара Огнебога по камню Валу родился источник поэзии.

Потому Девана не умерла. У Деваны-Луны после удара Семаргла появились фазы. И также родился сын Ван. 13 купальня — день Вана.

Во время третьей поездки, 12 купальня, Семаргл нашёл под волшебным Крестом священную Книгу Вед.

14–23 купальня. (4–13 июня). 9 Велесовых врат.

15 купальня Сед-мериду проходит звезда a-Большого Пса (Мицрам). 17 — звезда Вега (a-Лиры). 19 — Сириус (a-Большого Пса). 23-го — d-Большого Пса.

Велес начинает свой Путь в Навь от Матери Коровы Земун, от созвездия Тельца, 14 купальня. Велес едет вместе с Крышнем-Колядою весь этот день. На Коло Сварога переход от Тельца к Близнецам совершает Овсень-Возница, здесь же он представляет своего брата Крышня-Коляду.

15 купальня пред Крышнем и Велесом является бог Пан, посланник Дыя. А на небе Сед-мериду пересекает звезда a-Большого Пса (Мицрам).

Пан приглашает Велеса идти с ним на пир в чертоги Дыя. Крышень уговаривает Велеса не идти, и на это Велес отвечает, что на всё воля Бога. И Крышень тогда говорит:

Видно, так положено в Прави...

Я останусь, коль ты уходишь.

Я уйду — вновь вернёшься ты.

После Ночи настанет Утро!

«Книга Коляды», Веда Рода

И тогда Велес идёт сквозь первые ворота — Ворота Купалы (Близнецов), ибо идёт месяц Купалы.

16 купальня Велес проходит вторые врата: Ворота Коляды (Рака). И в этот день волхвы поминают о том, что именно Велес предвещал приход двух Сыновей Вышня: Крышня и Коляды. И что третьим Сыном Вышня был Бус Белояр. И что род Белояров восходит к Яриле и Велесу.

17 купальня Велес проходит третьи Сварожьи Врата (Лев). Подо Львом находится созвездие Чаши, которую и испивает Велес на пире у бога Дыя. Но чаша оказывается с ядом, горло Велеса синеет, он роняет свои гусли (созвездие Лиры), и тогда гусли оказываются на небесном своде. В этот же день Сед-мериду пересекает звезда Вега (a-Лиры).

Природа также откликается на смерть Велеса. В этот же день на траве являются так называемые медвяные росы (роса становится сладковатой на вкус от выделений тлей). Но сладость эта обманчива, скот, поевший траву с медвяной росой, может заболеть.

На следующий день Велес проходит четвёртые Врата Майи, и у этих врат Велеса встречает Волк-Вана. Он сам становится подобен Майе, положенной во гроб.

И в этот же день волхвы поминают Велеса. Кто есть Велес? Третий Лик Триглава. Основа веры. Служитель Всевышнего. Предвестник Его прихода. И он Сам Лик Вышня, явившийся для всего живого, для всех миров: для Яви, Нави и Прави.

19 купальня Велес уходит в Навь, в царство Вия. Он скрывается в самых дальних пещерах. И так он проходит свои пятые врата — Врата Велеса.

И вот Велес в Нави. Его 20 купальня у шестых врат встречают Вий Дыевич и Чёрный змей, Скипер-зверь. И Велес проходит шестые врата — Врата Перуна и Скипера. И мёртвые слышат глас Велеса. И Сед-мериду пересекает звезда Сириус (a-Большого Пса).

Звезда Сириус (древнеегипетская звезда Сета или Осириса) — это звезда самого Велеса Асилы. И явление сей звезды означает, что Велес преодолел эти врата, в отличие от Денницы, коему сие не удалось.

21 купальня на помощь Велесу отправляется Азова. И она по велению Вышня предстает пред Вием и поёт ему песнь о своей любви к Велесу. И тогда Вий пускает её к Велесу за седьмые ворота — Ворота Китаврула.

22 купальня Велес и Азова идут по подземельям и проходят к вратам Козерога. Они стремятся выйти на Белый Свет. И потому в этот день змеи выползают из нор и сползаются на Змеиные свадьбы.

23 купальня Велес и Азова у 9 по счёту врат: у Врат Вышнего Крышня. И тут они слышат глас Всевышнего, что Велес не может выйти на Белый Свет, ибо он потерял прежнее тело. И те­перь ему предстоит пережить новое рождение. И тогда Велес и Азова остаются в Азов-горе.

23–30 купальня(12–19 июня). Русальная седьмица.

В эти дни почитаются духи рек и источников — русалки, берегини, мавки.

Русалки по ночам шалят, водят хороводы, заманивают песнями и околдовывают путников. В те времена существовал обычай умерших людей, прославленных воинов, князей сжигать на ладьях, спущенных на воду священной Ра-реки (Волги).

Поскольку земная река Ра незримо связана с небесной рекой Ра, за которой Навь, Ирий, то, таким образом, в огненной ладье погибшие воины были переправляемы к богу воинов Перуну, прославляемому в эти дни.

Потому в русальную неделю почитали пращуров, вспоминали о битвах древности.

Каковы были хороводы русалок? Об этом в «Книге Коляды» (VI) сказано:

Что там? Ветер ли ветки клонит?
Или вихрь листья срывает
под горой у речки студёной?
То не вихрь вьет и не ветер —
Кружат здесь под горой русалки,
двор городят и строят терем.
Вместо брёвен кладут в основу
старцев с длинными бородами.
Не кирпич кладут — малых деток,
не подпорочки — жен с мужьями.
Из мальчишек делают крышу,
из девчоночек — черепицу.
Двери — из парней неженатых,
а окошечки из невест...

Потому с 23-го по 30-е, а особенно 24-го купальня строго-на­строго запрещалось строить или городить тын, дабы не навести на себя проклятие русалок.

А также в сии дни следили за ветрами: ветер «с полдня» (с юга) — к хорошему росту яровых, с «гнилого угла» (северо-запада) — к ненастью, ветер «с восхода» (востока) — к повальным болезням, а коли сиверок (с северо-востока) затянет — рожь дождями зальёт.

31 купальня (21 июня). Купала.

Летнее солнцестояние. Через Сед-мериду 31 купальня в год Воскресения Буса проходила a-Близнецов (Поллукс) и Процион (a-Малого Пса).

Это самый долгий день и самая короткая ночь в году. С Ку­па­лы день начнёт уменьшаться, а ночь возрастать. В день Купалы кончается весна и начинается лето.

Огненный бог, бог Луны и Огня, бог огненных жертво­приношений и домашнего очага Семаргл встретил на берегу Ра-реки богиню ночи — Купальницу. И было это на Неопалимую Купальницу (26 святовита). Через 9 месяцев, на Купалу, у Семаргла и Купальницы родились дети — Купала и Кострома.Судьба разлучила брата и сестру. Младенца Купалу унесли гуси-лебеди за тридевять земель. Но им вновь было суждено встретиться. Через много лет Кострома, гуляя по берегу реки, сплела венок. Она хвалилась, что ветер не сможет сорвать с её головы этот венок (что означало, что она не выйдет замуж), за эту похвальбу боги её наказали. Ветер сорвал её венок и унёс на воду, там его подобрал Купала, проплывавший мимо в лодке. Кострома не узнала брата, обычай же повелел им жениться.

Была сыграна свадьба, а после свадьбы жених и невеста узна­ли о том, что они — брат и сестра. Тогда они решили покончить с собой и утопились в реке. Кострома стала русалкой, или, по-малорусски, — мавкой.

Боги, сжалившись, превратили Купалу и Кострому в цветок Купала-да-Мавка (Иван-да-Марья).

Согласно иному видению, Купала отождествлялся с Колядой, ибо созвездия Коляды и Купалы в один и тот же срок плывут в лодочке либо колыбели, по реке Смородине (астрологически это созвездие Корабля), но в разных направлениях. Оба подбирают венки: Крышень-Коляда у Рады-Радуницы, а Купала — у Костромы. Глубокое родство этих сюжетов говорит и о мистериальной близости Купалы и Крышня-Коляды.

В Древней Руси в этот день разыгрывали мистерию Купалы и Мавки. Прыгали через костёр, совершали огненные жертвоприношения, пили и плескали в огонь священный напиток — сурицу.

Купальское действо обычно проходило у реки или водоема. Оно делилось на ночное и дневное. Днём на праздник являлся «ящер», который грозил покарать тех, кто не кладёт веночки на голову и не поёт песни. Разыгрывалась старинная игра в «Ящера», который сидел под кустом и ловил девушек.Под конец игры являлся бог Ярила и поражал Ящера. Но сей поверженный весною Ящер к лету воскресал, потому день с Купалы уменьшается, а ночь прибывает.

И потому вечером тонут в реке Купала и Кострома. Девушки же, сожалея об уходящей весне, сплетают венки, пускаютих по воде, дабы найти женихов, и поют:

Кострома, бела, румяна,
За что любишь ты Купалу?
Я за то люблю Купалу,
Что головушка кудрява,
А бородка кучерява...

В этот день и последующую ночь в лесу собирали целебные и волшебные травы (например, плакун-траву, разрыв-траву, терлич-траву, цветок папоротника).

Потому, кстати, Купала почитался и помощником целителей, знахарей и колдунов. В это время в священных реках и озерах проходили ритуальные купания, омовения. Люди обливали друг друга, очищались молитвами.

«Мольбы творили о чистоте души своей и тела, поскольку это умывание установил для нас бог Сварог, и Купалец указывал нам на это. И мы не смели этим пренебрегать, и мыли свои тела, и умывали дух свой в чистой воде живой» (Род III, 1:12).

Очищаясь в реках, люди вспоминали об очищении Мары, Живы и Лели в священных водах Ирия после их освобождения из плена у Скипера-зверя. Вспоминали и о купании Перуна в водах Днепра, когда он стремился переплыть к русалке Роси, и о рождении Дажьбога.

О купании Зари-Зареницы и встрече её с богом Хорсом. Считалось, что тот, кто не очистится в водах в этот день, будет страдать от порчи.

Девки, бабы — на Купальню!
Ладу-ладу — на Купальню!
Кто не выйдет на Купальню —
Ой, тот будет пень-колода!
А кто выйдет на Купальню —
Ой, тот будет бел берёза!

* * *

Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке). Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси.

* * *

Читайте книгу Александра Асова «Венок сказаний о Владыках звёзд" ("Мифы славян") на сайте AUTHOR TODAY. Регистрируйтесь на сайте и подписывайтесь на новые книги!