Часто ли вы разговариваете сами с собой? Проговариваете то, что собираетесь сказать начальнику или репетируете ответ на экзамене, размышляете о недавней ссоре с партнером или просто диктуете себе список покупок на вечер?
Исследования подтверждают, что мы слышим голоса в голове в среднем 20-26% времени нашего бодрствования. В научной литературе это называется «внутренняя речь».
Сам голос может быть вашим собственным или принадлежать вашему другу, а может и вовсе Тому Харди. Внутренняя речь иногда меняется от нежного сопрано до уверенного баса. Если дело не в психиатрических расстройствах, то в мозге срабатывает «приглушение». В норме он не реагирует так сильно, как на разговор вживую.
Из-за травм или инсульта может возникнуть афазия – повреждение речевых зон мозга и нарушение устной речи. Если такое происходит, то внутренний голос тоже теряет стройность. Иногда он может восприниматься как речь, порожденная кем-то другим.
У меня не разговаривают
Отсутствие внутренней речи – это тоже вариант нормы. В 2011 году было проведено исследование, в результате которого стало известно следующее: одни респонденты слышали голоса 75% времени, другие «не проронили» ни слова.
Как оказалось, это явление не такое уж редкое. В голове у людей могут возникать не только голоса, но и образы, чувства, символы. Каждый раз таким людям приходится «переводить» свои мысли, чтобы выразить их.
Как голос переехал в череп?
Ученые отслеживают истоки этого процесса в детстве. Все свои действия ребенок озвучивает: раздает указания игрушкам и себе. Эта склонность помогает проследить истоки голоса в голове.
Психологи предполагали, что внутренний диалог – внешняя речь, перебравшаяся внутрь. Лев Выготский считал, что это явление – превращение внешних реальных действий в устойчивые внутренние качества личности. То есть дети взрослеют, когда на первое место выходит собственные мысли, а не указания от взрослых. Саморуководство становится внутренней речью.
Краткость – сестра внутренней речи
Внутренняя речь сохраняет структуру диалога, но при этом становится более краткой. Представьте, забыв на плите кастрюлю с молоком, вы не сформулируете сложное предложение с деепричастными оборотами об упущенном моменте. В голове будет одно: «Молоко!».
Это касается не только экстренных ситуаций. Как правило, любая внутренняя речь короче, чем слова, обращенные к реальному собеседнику. Все потому, что мы понимаем себя «с полуслова», в то время как в реальной жизни собеседник не обладает полным контекстом ситуации. Голос в голове сжимает слова до чистого смысла, где нет места художественности, отягощенной деталями.
Вы – хозяин голоса
Без внутренней речи сложнее планировать, работать с самоконтролем и в целом решать проблемы. Ученые подтверждают: те спортсмены, которые разговаривали сами с собой в ходе эксперимента, лучше выполняли задания. Они были более уверены в себе и ощущали меньше тревожности, чем обычно.
Проблемы с развитием эгоцентрической и внутренней речи при синдроме дефицита внимания и гиперактивности могут быть связаны с нарушением саморегуляции в дальнейшем.
На память
Внутренняя речь просто необходима в случае с рабочей памятью. Например, запоминание номера телефона, во время разговора или выполнения любой другой задачи. Если у человека повреждена речевая зона мозга, вместе с афазией и нарушением внутреннего диалога появляются проблемы с рабочей памятью.
Но не всегда проговаривание себе – полезно и эффективно. Когда речевая и зрительная память совмещаются, может произойти вербальное затмение. Например, когда мы вслух или про себя описываем внешность человека, речевая часть искажает зрительный образ. По современным данным, вербальное затмение крадет 4-16% истинной картины реальности.
Оригинал статьи находится здесь.