Найти тему
Русь Триединая

ДОБРОЕ ДЕЛО ДВА ВЕКА ЖИВЕТ

Памяти Василия Ветухова посвящается

Первым у нас на этом пути был князь Ярослав. С участием духовенства он учредил в Новгороде сиротское училище для юношей и принял их воспитание на собственное иждивение. Примерно тогда же Преподобный Феодосий, игумен Печерский, учредил в Киеве, близ монастыря, особый дом для увечных и нищих. На содержание дома была выделена церковная десятина. В конце XI в. Ефрем, митрополит Киевский и всея Руси, учредил больницы для неимущих. Инокиня Анна, сестра Владимира Мономаха, открыла приют для девиц, где их обучали грамоте и рукоделиям. (Тогда в католической Европе таких учреждений, насколько нам известно, не было.)
Так начинались у нас первые ростки благотворительности и создание благотворительных учреждений. Официально и на правительственном уровне такие учреждения появились в России много позднее. Первым здесь, как и во многом другом, был Петр Великий. Он, с одной стороны, свирепо преследуя нищих и бродяг, вменил благотворительность в обязанность духовенству.

Великим благодетелем был Меценат, его имя стало даже нарицательным. Он, Гай Цильний (748 гг. до н. э.), был сказочно богат. Не занимал никаких должностей. Никакого труда или ущерба не составляло для него покровительствовать поэтам и подарить Горацию имение.

Братья Третьяковы — купцы. Стало быть, люди не бедные. Делали добрый посев — скупали картины, дарили их Москве. Так родилась знаменитая Третьяковская галерея. П.И. Харитоненко, наш слобожанин — крупнейший сахарозаводчик. Он основал училища, школы, помогал много и многим.

Побудительные движения к помощи различны. Одни кладут на алтарь свое кровное. Другим, которые трубят о себе, нужен пиар. Но о них говорить не будем.

Но ведомы миру и меценаты иного ряда. Напомним только два имени... Агнец Гонджау, известная как мать Тереза (1910-1997 гг.). Она не щадила себя, не нажила палат каменных от трудов праведных. Ее цель — бескорыстная помощь безнадежно больным, бедствующим. Около 600 клиник, 369 приютов в 120 странах. Для получения средств она продала свою медаль лауреата Нобелевской премии и дорогущий автомобиль, подаренный ей Папой Римским. Ее деяния — подвиг, и он включен в историю человечества.

Бескорыстен и харьковский священнослужитель Василий Ветухов. Он не рабовладелец, не купец, не владелец заводов; дворца, имения у него не было. Но по праву его имя хранится в истории Харькова, хотя, память его не увековечена, хотя бы присвоением его имени первой в Харькове и существующей доныне школы для глухонемых детей, которую он основал. Известен его вклад и в строительство и освящение Свято-Пантелеймоновского храма, но менее известны его усилия по поддержке неимущих. Сохранилось его письмо в газету «Харьковские ведомости» (17.01.1908 г.) Оно лучше любых комментариев:

«Есть люди, которые терпят ужасную нужду и не решаются никому поведать о ней. Об этой вопиющей нужде случайно узнал вчера и считаю своим долгом обратиться печатно к сердцу отзывчивых людей. На песках, на Клочковской улице в д. № 84 Неживенковой (владелица дома) проживает семейство отставного военного писаря В.В.Котлярова. Состоящее из жены, требующей операции... при пяти малых детях... Старший мальчик окончил народное училище и будет весьма рад, если кто сжалится и возьмет его в магазин или контору...
В.В. Котляров лежит тяжко и почти безнадежно больной в военном госпитале. Все, после ужасной операции, сбережения потрачены, все... продано и проедено. И лишь одно поразительное терпение и твердая вера в помощь Божию живит эту голодную семью.
Пантелеймоновское попечительство о бедных, истощенное в своих средствах, не может оказать существенную поддержку этому семейству. А потому, свидетельствуя вопиющую нищету семейства Котляровых, позволю себе поведать об этом и усердно прошу добрых людей заглянуть в эту нужду и помочь им в этот критический момент, адресуя свои жертвы Котляровым по вышеуказанному адресу, на мое имя в Харьковскую Николаевскую церковь или на мою квартиру, Мордвиновский переулок, №14.

Протоиерей Василий Ветухов».
Отыскать отклик на этот призыв не удалось, но, надо думать, он был замечен — газету читали, имя протоиерея было хорошо известно...

В 1879 г. г. Борель завещал для Богадельни для иногородцев 18 тыс. рублей. И таких примеров, только опубликованных в тогдашних изданиях — газетах и «Харьковском календаре» (издаваемой ежегодно) немало.

Любить человечество абстрактно и в целом легко, но полюбить нуждающегося дано не каждому. И не тарелкой бесплатного супа, но личным участием...

Семен Авербух

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2006. Читать статью целиком: